Техническое обслуживание авиационной аккумуляторной батареи 12-САМ-28

Назначение

Аккумуляторная батарея 12-САМ-28 применяется в качестве буферных и аварийных источников электроэнергии на самолётах и вертолетах. Они предназначаются для питания электростартеров и аппаратуры зажигания при автономном запуске авиационных двигателей, питания важных потребителей во время полёта, сглаживания пиковых токовых нагрузок, питания бортовых потребителей электроэнергии при выполнении регламентных работ, при выходе из строя основных источников электроэнергии.

Технические характеристики

Номинальное напряжение – 24В

Емкость при разряде током 5,6 А до напряжения 1,7 В на первом вышедшем аккумуляторе при средней температуре электролита 25оС равна:

  • В период первого полугодия эксплуатации (начиная с третьего разряда) – 28 А*ч
  • В период второго полугодия эксплуатации – 23 А*ч
  • В период второго года эксплуатации – 21 А*ч
  • Емкость при разряде до напряжения 21 В равна при начальной температуре электролита 25оС (+-2о) – 14 А*ч, при начальной температуре 5оС (+-2о) – 12 А*ч
  • Количество включений при изменении величины тока разряда по кривой от 650 до 75 А и интервалами между включениями длительность 30 секунд при начальной температуре электролита (25+-2) оС – 2, в течение первого года эксплуатации – 4, в течение второго года эксплуатации – 3.
  • Батарея, которая была заряжена на постоянном напряжении источника тока 28,5 В, обеспечивает длительность разряда в аварийных режимах: при токе разряда 100 А- не менее 4 минут, при токе разряда 150 А – не менее 0,8 минут.
  • Масса батареи с электролитом – 28, 5 кг

Описание конструкции

Аккумуляторная батарея 12-САМ-28 предназначена для работы в условиях высотности до 17 км, температуре электролита внутри батареи от минус 5 до 40оС, вибрационных нагрузок с ускорением 5 g и частотой колебаний 200 Гц, кратковременных ударных нагрузок с ускорением 20 g и частотой 50 ударов в минуту, вибрационных нагрузок с ускорением 15 g и частотой колебаний 200 Гц. Батарейный контейнер должен вентилироваться во избежание скопления гремучего газа.

Условия работы

Аккумуляторная батарея 12-САМ-28 состоит из 12 последовательно соединенных двухвольтовых аккумуляторов, каждый из которых состоит из положительных и отрицательных электродов, разделенных между собой миропоровыми сепараторами. Электроды одной полярности соединены между собой и с выволным борном свинцовым мостиком. Электроды, сепараторы, мостик и борн образуют блок электродов. Электроды аккумуляторов представляют собой решетки, отлитые из свинца с сурьмой. Общее напряжение на зажимах батареи 12-САМ-28 равно сумме напряжений соединенных двухвольтовых аккумуляторов.

Особенности эксплуатации

При температуре воздуха ниже 0оС не разрешается оставлять аккумуляторную батарею 12-САМ-28 на летательном аппарате, а также если аппарат находится на консервации или в ангаре. Периодически нужно проверять состояние и производить очистку рабочих пробок, в том числе вентиляционных каналов, так как закупорка каналов приводит к разрыву аппарата. Электролит не должен находиться на крышке батареи, так как это может привести к ускоренному саморазряду. Нельзя устанавливать батарею на летательный аппарат в разряженном или полузаряженном состоянии. К основным неисправностям аккумуляторов относятся: ускоренный саморазряд, вредная сульфатация пластин, переполюсовка и короткие замыкания.

К основными причинам выхода аккумуляторных батарей из строя относится несоблюдение правил технической эксплуатации.

Основные требования по эксплуатации:

  • содержание батарей в чистоте;
  • недопустимость разряда номинальным током ниже напряжения 1,7 В на аккумулятор;
  • своевременный заряд разряженной батареи;
  • поддержание уровня электролита в заданных пределах;

При соблюдении всех предписаний гарантируется надёжная работа батареи в течение всего срока эксплуатации, установленного техническими условиями на батарею.

Приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние

Приготовление электролита

Для приготовления электролита понадобятся: бак из кислотостойкого материала, стеклянные бутылки, воронка, кувшин, мензурки, ареометры, термометры, лопаточка для перемешивания и стеклянные трубки диаметром 4-6 мм. В бак нужно влить необходимое количество дистиллированной воды, затем при непрерывном перемешивании, эбонитовой или стеклянной палочкой влить в нее тонкой струей небольшими порциями раствор серной кислоты удельного веса 1,400 г/см3. Удельный вес электролита измеряют с помощью кислотомеров, ареометра и мензурки.

Заливка аккумуляторов батареи электролитом

Перед заливкой необходимо снять с батареи крышку и вывернуть пробки. Температура электролита не должна быть выше 25 оС. Заливка электролита в аккумуляторы производится до уровня отверстия в крышке с помощью кувшина и воронки (из кислотостойкого материала) или сифона (из резинового шланга), опущенного в сосуд с электролитом. Сосуд должен находиться выше уровня аккумуляторной батареи. При заливке аккумуляторов требуется следить за тем, чтобы электролит не проливался через верх крышек.

По мере понижения уровня электролита и поглощения его электродами и сепараторами, необходимо несколько раз производить доливку аккумуляторов электролитом.

Общее время пропитки должно быть 2-3 часа.

После пропитки батарею можно включить на заряд при условии, если температуру электролита в аккумуляторах не выше 35оС.

Если температура электролита оказалась выше указанной величины, то батарею требуется охладить.

Подключение аккумуляторных батарей к зарядной цепи

Заряд аккумуляторных батарей может производиться от генератора постоянного тока, выпрямителей постоянного тока, сети постоянного тока. В зависимости от мощности источника постоянного тока возможно параллельно подключить несколько зарядных цепей, состоящих из последовательно соединенных заряжаемых аккумуляторных батарей, амперметра и реостата для регулировки тока и амперметра.

Срок службы

Срок работы аккумуляторных батарей определяется по времени и по числу циклов.

Для бортовых аккумуляторов срок службы устанавливается только по календарному времени непосредственной работы на летательном аппарате, так как на них аккумуляторные батареи работают в режиме частичных разрядов и зарядов.

Время работы бортовых аккумуляторных батарей составляет:

  • 12-А-30 и 12-САМ-28 2 года;
  • 12-САМ-55 1,5 года;
  • 12-АСАМ-23 1 год.

Для аэродромных аккумуляторных батарей срок службы составляет 2 года (при непрерывной эксплуатации), либо определяется числом циклов. Число циклов для авиационных аэродромных аккумуляторов составляет:

  • 12-А-50 50 циклов;
  • 12-АО-52 70 циклов;
  • 12-АСА-145 75 циклов.

К концу срока службы ёмкость аккумуляторной батареи снижается до 70-75%. Ёмкость аккумуляторной батареи определяется по контрольному циклу заряд-разряд. Сравнительно небольшой срок службы авиационных аккумуляторов связан с тем, что они имеют небольшую толщину пластин


Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами: