Заряд при постоянной величине зарядного тока
На зарядных станциях аккумуляторные батареи, приводимые в рабочее состояние, а также снятые с машин, заряжаются, как правило, при постоянной величине зарядного тока в специальных зарядных шкафах или на специальных стеллажах (рис. 41). При данном способе величина зарядного тока в течение всего времени заряда поддерживается неизменной. Это достигается изменением сопротивления реостата, включенного последовательно с батареей, изменением напряжения источника тока или применением автоматических регуляторов тока.
 41. Стеллаж для заряда и разряда батарей на зарядной станции
|
В качестве источников тока используются генераторы постоянного тока, преобразователи или выпрямительные устройства.
Наиболее эффективными зарядными устройствами являются новые кремниевые автоматизированные выпрямители типа ВАК: ВАК-6-115, ВАК-12-115 и др. (см. рис. 43, а). Они позволяют производить заряд батарей без использования ЗРУ.
Перед зарядом аккумуляторные батареи одного и того же типа подбираются в группы. В каждой группе батареи соединяются между собой последовательно. Количество батарей в каждой группе, а также наибольшее количество групп, которые можно заряжать одновременно, зависит от типа батарей, от напряжения и мощности зарядного источника, а также от возможностей применяемых зарядно-распределительных устройств.
Положительный выводной зажим каждой группы подсоединяют к положительному полюсу источника зарядного тока или ЗРУ, а отрицательный к отрицательному (рис. 42).
 42. Принципиальная схема подключения аккумуляторных батарей к зарядному источнику через ЗРУ на 4 зарядные группы
|
Принципиальная схема подключения аккумуляторных батарей к зарядному источнику через ЗРУ на 4 зарядные группы
- вольтметр
- переключатель "Заряд-разряд"
- предохранитель
- нагрузочный реостат
- амперметр
- аккумуляторная батарея
|
Танковые аккумуляторные батареи при эксплуатации и хранении с электролитом заряжаются токами, указанными в табл. 9.
Таблица 9. Величина зарядного тока для танковых аккумуляторных батарей
Тип АБ |
Величина зарядного тока, А |
1-я ступень |
2-я ступень |
заряд перед контрольным разрядом КТЦ |
6СТЭН-140М |
16 |
10 |
10 |
6СТ-140H |
16 |
10 |
10 |
12СТ-70М |
8 |
5 |
5 |
12СТ-70 |
8 |
5 |
5 |
12СТ-85Р |
9 |
5 |
5 |
Все заряды, как правило, проводятся током 2-й ступени. Двухступенчатый заряд рекомендуется проводить при большой степени разряженности батарей, а именно:
- при разряде в процессе эксплуатации на 50% и более;
- после контрольного разряда при контрольно-тренировочном цикле.
Автомобильные и мотоциклетные батареи заряжаются током нормального заряда, указанным в табл. 10.
Таблица 10. Величина нормального зарядного тока для автомобильных и мотоциклетных аккумуляторных батарей
Тип АБ |
Величина зарядного тока, А |
Тип АБ |
Величина зарядного тока, А |
3СТ-150 |
15,0 |
6СТ-105 |
10,5 |
3СТ-215 |
21,5 |
6СТ-132 |
13,0 |
6СТ-45 |
4,5 |
6СТ-182 |
18,0 |
6СТ-50 |
5,0 |
6СТ-190 |
19,0 |
6СТ-55 |
5,5 |
3МТ-12 |
1,2 |
6СТ-60 |
6,0 |
3МТ-8 |
1,0 |
6СТ-75 |
7,5 |
3МТС-9 |
1,0 |
6СТ-82 |
8,0 |
3МТС-22 |
2,0 |
6СТ-90 |
9,0 |
|
|
Зарядные группы следует составлять из однотипных батарей так, чтобы нагрузочные реостаты поглощали как можно меньше энергии. Для этого в группу включают максимально возможное по напряжению количество батарей из расчета 2,7 В на каждый аккумулятор, т. е. 8,1 В на 6-вольтовую батарею, 16,2 В на 12-вольтовую и 32,4 В на 24-вольтовую батарею.
Величина зарядного тока устанавливается и регулируется с помощью реостатов, применяемых в ЗРУ, а также путем изменения напряжения зарядного источника или же другим способом в зависимости от особенностей применяемого зарядного агрегата.
Во время заряда плотность электролита в аккумуляторах постепенно повышается и только к концу заряда принимает постоянное значение. Напряжение на аккумуляторах медленно возрастает с 2,2 до 2,4 В, при котором начинается разложение воды и заметное на глаз газовыделение. Газ выделяется на поверхности электролита в виде пузырьков. Напряжение аккумуляторов к концу заряда достигает величины 2,6 ...2,65 В, после чего более не возрастает. Газовыделение становится при этом обильным, создающим впечатление "кипения".
При заряде танковых аккумуляторных батарей током двух ступеней, заряд током 1-й ступени надо вести до повышения напряжения на аккумуляторах до 2,4 В, затем снизить зарядный ток до величины 2-й ступени.
Заряд батарей во всех случаях надо проводить до тех пор, пока напряжение на аккумуляторах и плотность электролита не будут постоянными в течение 1 ч при одновременном обильном газовыделении ("кипении") во всех аккумуляторах батареи.
Температура электролита во время заряда батарей возрастает, поэтому необходимо контролировать ее величину, особенно к концу заряда. Температура электролита при заряде не должна превышать 45 °C. В случае если температура окажется выше 45 °C, следует уменьшить наполовину зарядный ток или прервать заряд на время, необходимое для остывания электролита до 30...35 °C.
Уровень электролита перед началом заряда должен быть: в танковых батареях — 10...12 мм над предохранительным щитком, в автомобильных и мотоциклетных батареях - таким же, как и после заливки сухих батарей.
Измерение напряжения аккумуляторов, плотности и температуры электролита в процессе заряда следует проводить в начале заряда — через каждые 2...3 ч, а в конце заряда — через каждый час. Если к концу заряда в группе будут обнаружены батареи с отстающими аккумуляторами, плотность электролита и напряжение которых ниже, чем у других аккумуляторов, то во избежание ненужного перезаряда всех батарей в группе, а также излишней траты электроэнергии следует изымать батареи с отстающими аккумуляторами из общей зарядной группы и заряжать их отдельно.
Для этого к перемычкам отстающего аккумулятора с помощью зажимов Румянцева необходимо присоединить провода от зарядного агрегата и продолжить заряд при той же величине зарядного тока. Заряд продолжается до появления всех признаков его окончания. После этого доводят плотность электролита в отстающем аккумуляторе до необходимой величины.
В конце заряда плотность электролита, приведенная к 25 °C, должна быть в пределах нормы, указанной в табл.3. Если конечная плотность электролита отличается от нормы, необходимо произвести корректировку плотности электролита доливкой дистиллированной воды в случаях, когда плотность выше нормы, или доливкой раствора серной кислоты плотностью 1,40 г/см3, когда она ниже нормы. Перед доливкой часть электролита из аккумулятора отбирают с помощью груши. Доводку плотности можно проводить только в конце заряда,, когда плотность электролита больше не возрастает, а за счет "кипения" обеспечивается быстрое и полное перемешивание.
Корректировка плотности электролита улучшает работоспособность батареи и дает возможность правильно определить степень заряженное батареи в эксплуатации по плотности электролита. Корректировку необходимо проводить особо тщательно. Если за один прием довести плотность электролита до нормы не удается, корректировку следует повторить.
Операции по корректировке плотности рекомендуется проводить в такой последовательности:
- в конце заряда измерить и записать температуру электролита в среднем аккумуляторе батареи;
- измерить поочередно плотность электролита в каждом аккумуляторе, найти по табл. 5 температурную поправку и определить характер корректировки (понижение или повышение плотности) и ее величину. Рекомендуется отметить это на крышке аккумулятора, в котором проводится измерение, например "+0,02" или "-0,01", что означает соответственно необходимость повышения в данном аккумуляторе плотности электролита на 0,02 г/см3 или понижения ее на 0,01 г/см3;
- не прекращая заряда батареи, из аккумуляторов с отметками на крышках отобрать часть электролита и долить в них дистиллированную воду или раствор кислоты плотностью 1,40 г/см3. Количество отбираемого электролита и добавляемой воды или раствора кислоты для каждого аккумулятора определить, пользуясь данными табл. 1;
- продолжить заряд батареи в течение 30...40. мин, после чего снова измерить плотность электролита в аккумуляторах, где проводилась корректировка, и, если плотность электролита, приведенная к температуре 25 °C, будет отличаться от нормы, корректировку повторить. Практически, если плотность электролита отличается от нормы не более чем на 0,03 г/см3, а уровень электролита над предохранительным щитком составляет 12...14 мм, корректировку плотности можно провести за один прием.
Эксплуатационный уровень электролита над предохранительным щитком устанавливается, после окончания корректировки плотности и выключения батарей с заряда. Время выдержки батарей в бездействии до установки уровня должно быть: для танковых батарей - 2 ч, для автомобильных и мотоциклетных - 30 мин.
При уровне электролита ниже нормы в аккумулятор нужно добавить электролит такой же плотности, какая указана в табл.3 (графа 6); при уровне электролита выше нормы избыток электролита отсосать.
Для установки эксплуатационного уровня электролита после заряда батарей рекомендуется применять резиновую грушу со специальным наконечником (рис. 38).
Если танковые батареи требуется выдать с зарядной станции сразу же после выключения с заряда, уровень электролита в них должен быть 15...17 мм над предохранительным щитком.