Контроль технического состояния танковых аккумуляторных батареи в машинах

Состояние батарей может быть проверено без снятия их с машины с помощью штатного вольтамперметра, установленного на щитке механика-водителя, или переносным прибором.

7.6.1. Проверка состояния батарей с помощью штатного вольтамперметра

а) Проверка батарей на отсутствие утечки тока

Отсутствие утечки тока проверяют: по показанию вольтамперметра при неработающем двигателе и выключенных выключателе батарей и потребителях электроэнергии. Нажимают на кнопку вольтамперметра и отмечают положение стрелки прибора. При отсутствии утечки тока стрелка прибора должна стоять на нуле. Если показание прибора не равно нулю, то это свидетельствует о наличии утечки тока, вызывающей повышенный саморазряд; чаще всего это происходит вследствие загрязнения поверхности батарей и мастики электролитом и реже — плохого состояния изоляции проводов. При наличии утечки тока батареи нужно снять со штатных мест, очистить от загрязнений и нейтрализовать электролит, попавший на поверхность батарей.

б) Проверка состояния батарей по э.д.с. и напряжению

Включают выключатель батарей, нажимают на кнопку вольтамперметра и замеряют э.д.с. батарей при неработающем двигателе и выключенных потребителях электроэнергии. При исправных и заряженных аккумуляторных батареях показание прибора должно быть больше 24 В. Если показание прибора меньше 24 В, батареи необходимо снять и сдать на зарядную станцию.

При нормальной степени заряженности батарей проверяют их состояние по величине напряжения при прокручивании коленчатого вала двигателя. Нажимают на кнопку стартера без подачи топлива и кнопку вольтамперметра и замеряют показание прибора. Прибор должен показывать значения напряжения не ниже указанного в табл. 19.

Если значение напряжения при прокручивании коленчатого вала двигателя стартером ниже указанного в табл. 19, то это свидетельствует о том, что батареи изношены ниже допустимых норм или неисправны и должны быть сняты с машин для проверки или восстановления на зарядной станции.

в) Проверка степени заряженности батарей по величине зарядного тока

Если батареи заряжены на 75...90%, то величина зарядного тока. при работе двигателя на эксплуатационных частотах вращения (не ранее чем через 15 мин после пуска) должна составлять 45...20 А соответственно.

Увеличение значения зарядного тока указывает на большую степень разряженности батарей. Проверка степени заряженности батарей проводится при положительной температуре электролита.

Степень заряженности батарей по величине зарядного тока может быть определена более точно, если использовать для этой цели номограмму, приведенную на рис. 45. Пользуются номограммой следующим образом:

  • определяют по штатному вольтамперметру машины напряжение бортовой сети и зарядный ток при работе двигателя на эксплуатационных частотах вращения (после пуска двигатель должен проработать не менее 15 мин);
  • принимают температуру электролита равной температуре окружающего воздуха;
  • находят на горизонтальной оси номограммы температурный диапазон и значение напряжения бортовой сети, а на вертикальной оси — величину зарядного тока;
  • по пересечению линии напряжения и линии зарядного тока определяют на кривых номограммы степень заряженности батарей в процентах.
Номограмма для определения степени заряженности аккумуляторных батарей
45. Номограмма для определения степени заряженности аккумуляторных батарей

Пример пользования номограммой

Напряжение бортовой сети и зарядный ток, измеренные по штатному вольтамперметру, составляют 27,5 В и 50А соответственно. Температура окружающего воздуха составляет 15 °C. Определить степень заряженности батарей. Решение. Принимаем температуру электролита равной 15 °C. Выбираем соответствующий температурный диапазон равный в данном случае 11...20 °C. Находим пересечение вертикальной линии, соответствующей напряжению 27,5 В, и горизонтальной линии, соответствующей зарядному току 50 А. Точка- пересечения линий на кривой номограммы соответствует степени заряженности батареи около 78%.

7.6.2. Проверка степени заряженности батарей переносным прибором

Переносный прибор (рис. 46) позволяет определять степень заряженности аккумуляторных батарей, как установленных в машинах на штатных местах, так и хранящихся вне машины.

Прибор для определения степени заряженности батарей. Общий вид
46. Прибор для определения степени заряженности батарей. Общий вид

Прибор для определения степени заряженности батарей. Общий вид

  1. шкала плотности электролита
  2. рукоятка потенциметра
  3. переключатель напряжения
  4. шкала для определения степени заряженности батарей

Измерительная часть прибора представляет собой стрелочный вольтметр магнитоэлектрической системы, шкала которого проградуирована в процентах степени заряженности батарей.

На лицевой панели прибора расположены:

  • шкалы плотности электролита;
  • шкала для определения степени заряженности батарей;
  • рукоятка потенциометра для установки начальной плотности электролита;
  • переключатель напряжения в зависимости от напряжения проверяемых батарей (12 или 24 В).

Для определения степени заряженности батарей необходимо:

  • подключить к прибору соединительный провод;
  • установить рукоятку потенциометра в положение, соответствующее плотности электролита полностью заряженной батареи для данной климатической зоны (начальной плотности);
  • установить переключатель напряжения при проверке группы батарей в машине в положение "24 В", а при проверке одиночных батарей в положение "12 В" или "24 В" в зависимости от номинального напряжения проверяемой батареи;
  • подключить соединительные провода (соблюдая полярность) к полюсным выводам батареи или группы батарей;
  • произвести по отклонению стрелки прибора отсчет степени заряженности батарей (группы батарей) в процентах.

Подключение прибора к батареям при определении степени заряженности всей группы батарей машины нужно производить следующим образом:

  • в машинах с 24-вольтовой системой пуска — непосредственно к выводам группы батарей;
  • в машинах с 48-вольтовой системой пуска — "плюс" прибора к выводу."+ 1" РСГ (реле стартер-генератора), а "минус" прибора к выводу "—2" РСГ.

При контроле заряженности батарей, установленных в загерметизированных машинах, прибор подключается к переходным щиткам системы подзаряда малыми токами. При этом должен быть вынут предохранитель зарядной цепи соответствующей машины.

Для определения степени заряженности батарей без снятия их с машин необходимо предварительно: в машинах с батареями 12СТ-70М, 12СТ-70 и 12СТ-85Р отсоединить перемычки от минусовых полюсных выводов каждой батареи; в машинах с батареями 6СТЭН-140М и 6СТ-140Р — отсоединить перемычки от минусовых полюсных выводов задних (по ходу машины) или нижних батарей, в зависимости от расположения батарей в машине. Затем подключать прибор поочередно к выводам каждой батареи.

Необходимо учитывать, что точность определения степени заряженности зависит от времени бездействия батарей после выключения их с заряда (на зарядной станции, в машине, малыми токами).

Чем больше промежуток времени .от момента выключения батарей с заряда до измерения, тем меньше ошибка. Измерение следует проводить не раньше чем через 8...10 ч после выключения батарей с заряда. При этом точность определения степени заряженности составит 10...12%. Через 24 ч бездействия батарей ошибка является минимальной и составляет 5...6%. Пользоваться прибором непосредственно после прекращения заряда батарей не разрешается.

Если степень заряженности батарей прибором определяется при температуре электролита ниже 0 °C, то в показания прибора нужно вводить поправку на температуру, прибавляя ее к показаниям прибора:

  • для 12-вольтовой батареи — 0,2% на каждый градус температуры;
  • для 24-вольтовой батареи или группы батарей —0,4% на каждый градус.

7.6.3. Проверка уровня электролита в аккумуляторах с помощью прибора-индикатора

Для проверки уровня электролита в аккумуляторах с помощью прибора-индикатора (рис. 47) батареи должны быть выдвинуты со штатных мест.

Прибор-индикатор для проверки уровня электролита
47. Прибор-индикатор для проверки уровня электролита

Прибор-индикатор для проверки уровня электролита

  1. корпус прибора
  2. шкала уровня электролита
  3. соединительные провода
  4. движок датчика
  5. трубка датчика

Порядок проверки следующий:

  • подключить провода датчика к выводам контролируемой батареи;
  • вставить трубку датчика в заливное отверстие аккумулятора до упора в предохранительный щиток;
  • опустить (путем нажима) движок датчика до момента загорания сигнальной лампы;
  • по положению движка на шкале датчика произвести определение уровня электролита.