Как продлить срок службы аккумулятора

Аккумуляторные батареи, как известно, служат источниками электроэнергии, когда двигатель не работает или когда недостаточно мощности, которую вырабатывает генератор. Они представляют собой с технической точки зрения вторичный химический источник тока: электроэнергия вырабатывается в следствие химической реакции, в которой участвуют два реагента, допускающие многократное использование. Разряженный аккумулятор можно повторно зарядить от внешней цепи, при этом происходит восстановление исходных веществ из продуктов реакции.

Аккумуляторная батарея предназначена для обеспечения запуска двигателя, то есть для приведения в действие стартера, который раскручивает коленвал. Для успешного выполнения возложенной на аккумулятор задачи необходимо, чтобы он соответствовал некоторым техническим параметрам. Нужно иметь в виду, что аккумулятор работает в сложных условиях, поэтому он должен иметь минимально возможные размеры и прочный корпус. При этом внутреннее сопротивление должно быть минимальным, рабочее напряжение — максимальным, емкость в процессе заряда должна восстанавливаться быстро. Помимо того, необходима надежность и простота в эксплуатации аккумуляторов.

Наиболее распространены свинцово-кислотные аккумуляторы. Встречаются и аккумуляторы щелочные: серебряно-цинковые, никель-цинковые, никель-кадмиевые и т.д. Щелочной аккумулятор, по сравнению с кислотным, имеет несколько существенных недостатков: внутреннее сопротивление более высокое, ЭДС и КПД значительно меньшие, помимо того степень заряженности у щелочного аккумулятора измерить затруднительно. При техническом обслуживании таких батарей хлопот предостаточно. Например, никель-железным аккумуляторам необходимо часто менять электролит, а никель-цинковые периодически требуют уравнительного дозаряда и т.д.

Полностью заряженный аккумулятор в рабочем состоянии должен иметь плотность электролита 1,28 г/см 3 зимой и 1,24 г/см3 летом. Уровень электролита может понизиться по разным причинам. Если это произошло из-за выкипания, то необходимо добавить дистиллированную воду для сохранения оптимальной плотности, если из-за выплескивания электролита, то нужно его долить.

В аккумуляторной батарее, согласно правилам техники безопасности, запрещено допускать сильное снижение уровня электролита. Это может привести к накоплению смеси водорода и кислорода под крышками банок, которая через вентиляционные отверстия в корпусе батареи, попадает в атмосферу. Эти газы очень взрывоопасны и от малейшей искры могут загореться, в результате не только может повредиться корпус батареи, но и последствия могут быть непредсказуемыми.

Продолжительное переохлаждение также отрицательно влияет на работу аккумуляторной батареи. Физико-химический процесс при этом происходит следующий: кристаллики льда, которые образуются внутри активного вещества электродов, выталкивают его из решеток, по этой причине происходит осыпание его на дно батареи.

Также нельзя допускать полной разрядки батареи — после длительного пребывания в состоянии глубокой разрядки уже не удастся восстановить его работоспособность. Глубокая разрядка может наступить по причине эксплуатации неисправного электрооборудования (генератор, стартер и т.д.) или долговременной стоянки с отключенными энергопотребителями.

Аккумуляторная батарея не требует сложного ухода. Он заключается в периодической очистке верхней поверхности, смазывании техническим вазелином выводов батареи, подтягивании клемм проводов на выводах батареи. Правильная эксплуатация аккумуляторной батареи позволяет ей служить в среднем 5 лет. Соблюдение этих рекомендаций поможет сэкономить на покупке нового аккумулятора вместо преждевременно вышедшего из строя.


Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами: