Зарядка аккумулятора

Аккумулятором называется устройство, состоящее из корпуса, наполненного электролитом (щелочью или кислотой) с расположенными внутри пластиками металла (чаще всего свинца). Благодаря происходящим внутри химическим процессам он способен накапливать (аккумулировать) внутри себя электроэнергию, которую впоследствии можно использовать для автономного питания разнообразных устройств. Удобство аккумулятора позволяет использовать его в самых разных областях промышленности: для обеспечения работоспособности погрузчиков, разнообразного технологического оборудования, в автомобиле- и самолетостроении. Аккумуляторными батареями оснащаются и бытовые приборы: сотовые телефоны, ноутбуки, фотоаппараты.

Однако срок службы АКБ обычно значительно уступает сроку службы прибора, в котором она используется. Аккумулятор начинает выходить из строя сразу же в момент схода с конвейера. В нем непрерывно происходят химические процессы, приводящие к испарению жидкости и выпадению на пластины осадка, который постепенно уменьшает площадь соприкосновения пластин и электролита и, тем самым снижает емкость устройства. Неправильные условия хранения в несколько раз ускоряют этот процесс. При высоких температурах скорость всех химических процессов возрастает, а, следовательно, уменьшается и время испарения электролита, появления кристаллов налета. Не менее губительно для батареи и хранение в разряженном состоянии. Нейтрализовать или хотя бы немного уменьшить последствия неправильной эксплуатации АКБ можно правильной зарядкой аккумулятора

Зарядка аккумулятора первый раз должна производиться долгое время даже после указания на индикаторе устройства 100% заряда. После АКБ используют до полной разрядки и вновь заряжают его. Такие циклы разряда-заряда следует повторить несколько раз. Это поможет немного разрушить уже образовавшиеся кристаллы и тем самым увеличить емкость батареи.

Ни в коем случае нельзя долгое время хранить разряженное устройство. Зарядка аккумулятора должна осуществляться своевременно и током соответствующей величины

Зарядка аккумулятора током очень большой величины провоцирует выпадение осадка и вскипание электролита. Даже однократно заряженный таким образом аккумулятор безвозвратно теряет часть своей емкости.

Менее губительна для АКБ зарядка током малой величины. Время заряда окажется неоправданно долгим и большую его часть батарея будет разряжена, что тоже негативно скажется на ее емкости. Однократная зарядка аккумулятора малым током не окажет серьезного влияния на работоспособность устройства, но часто повторять этот процесс все же не следует.

Нельзя заряжать АКБ при очень низких температурах (-15° C), так как механизм рекомбинации газов при этом просто перестает работать и, как следствие, электролит теряет воду.

Для зарядки дорогих аккумуляторных батарей (авиационных, АКБ тяжелой строительной и сельскохозяйственной техники, грузовиков) лучше приобрести специальное зарядно-разрядное устройство, способное восстановить работоспособность аккумулятора и предотвратить появление выпадение сульфатного осадка (сульфатация АКБ). Самые современные образцы такого оборудования заряжают батарею при помощи реверсивных токов – переменных токов с различными амплитудами и длительностями. Это позволяет влиять на размеры кристаллов и их форму, варьировать пористость налета и как следствие увеличивать поверхность соприкосновения электролита и пластин.

Неправильно заряжаемая батарея может уже через несколько месяцев использования выйти из строя. Зарядка же аккумулятора по всем правилам значительно продлевает срок его службы. Но конечно, наилучшие результаты дает использование зарядно-разрядных устройств. Они позволяют в несколько раз увеличить заявленный производителем срок службы АКБ без значительных емкостных потерь.


Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами: