Заряд при постоянной величине зарядного тока

На зарядных станциях аккумуляторные батареи, приводимые в рабочее состояние, а также снятые с машин, заряжаются, как правило, при постоянной величине зарядного тока в специальных зарядных шкафах или на специальных стеллажах (рис. 41). При данном способе величина зарядного тока в течение всего времени заряда поддерживается неизменной. Это достигается изменением сопротивления реостата, включенного последовательно с батареей, изменением напряжения источника тока или применением автоматических регуляторов тока.

Стеллаж для заряда и разряда батарей на зарядной станции
41. Стеллаж для заряда и разряда батарей на зарядной станции

В качестве источников тока используются генераторы постоянного тока, преобразователи или выпрямительные устройства.

Наиболее эффективными зарядными устройствами являются новые кремниевые автоматизированные выпрямители типа ВАК: ВАК-6-115, ВАК-12-115 и др. (см. рис. 43, а). Они позволяют производить заряд батарей без использования ЗРУ.

Перед зарядом аккумуляторные батареи одного и того же типа подбираются в группы. В каждой группе батареи соединяются между собой последовательно. Количество батарей в каждой группе, а также наибольшее количество групп, которые можно заряжать одновременно, зависит от типа батарей, от напряжения и мощности зарядного источника, а также от возможностей применяемых зарядно-распределительных устройств.

Положительный выводной зажим каждой группы подсоединяют к положительному полюсу источника зарядного тока или ЗРУ, а отрицательный к отрицательному (рис. 42).

Принципиальная схема подключения аккумуляторных батарей к зарядному источнику через ЗРУ на 4 зарядные группы
42. Принципиальная схема подключения аккумуляторных батарей к зарядному источнику через ЗРУ на 4 зарядные группы

Принципиальная схема подключения аккумуляторных батарей к зарядному источнику через ЗРУ на 4 зарядные группы

  1. вольтметр
  2. переключатель "Заряд-разряд"
  3. предохранитель
  4. нагрузочный реостат
  5. амперметр
  6. аккумуляторная батарея

Танковые аккумуляторные батареи при эксплуатации и хранении с электролитом заряжаются токами, указанными в табл. 9.

Таблица 9. Величина зарядного тока для танковых аккумуляторных батарей

Тип АБ Величина зарядного тока, А
1-я ступень 2-я ступень заряд перед контрольным разрядом КТЦ
6СТЭН-140М 16 10 10
6СТ-140H 16 10 10
12СТ-70М 8 5 5
12СТ-70 8 5 5
12СТ-85Р 9 5 5

Все заряды, как правило, проводятся током 2-й ступени. Двухступенчатый заряд рекомендуется проводить при большой степени разряженности батарей, а именно:

  • при разряде в процессе эксплуатации на 50% и более;
  • после контрольного разряда при контрольно-тренировочном цикле.

Автомобильные и мотоциклетные батареи заряжаются током нормального заряда, указанным в табл. 10.

Таблица 10. Величина нормального зарядного тока для автомобильных и мотоциклетных аккумуляторных батарей

Тип АБ Величина зарядного тока, А Тип АБ Величина зарядного тока, А
3СТ-150 15,0 6СТ-105 10,5
3СТ-215 21,5 6СТ-132 13,0
6СТ-45 4,5 6СТ-182 18,0
6СТ-50 5,0 6СТ-190 19,0
6СТ-55 5,5 3МТ-12 1,2
6СТ-60 6,0 3МТ-8 1,0
6СТ-75 7,5 3МТС-9 1,0
6СТ-82 8,0 3МТС-22 2,0
6СТ-90 9,0

Зарядные группы следует составлять из однотипных батарей так, чтобы нагрузочные реостаты поглощали как можно меньше энергии. Для этого в группу включают максимально возможное по напряжению количество батарей из расчета 2,7 В на каждый аккумулятор, т. е. 8,1 В на 6-вольтовую батарею, 16,2 В на 12-вольтовую и 32,4 В на 24-вольтовую батарею.

Величина зарядного тока устанавливается и регулируется с помощью реостатов, применяемых в ЗРУ, а также путем изменения напряжения зарядного источника или же другим способом в зависимости от особенностей применяемого зарядного агрегата.

Во время заряда плотность электролита в аккумуляторах постепенно повышается и только к концу заряда принимает постоянное значение. Напряжение на аккумуляторах медленно возрастает с 2,2 до 2,4 В, при котором начинается разложение воды и заметное на глаз газовыделение. Газ выделяется на поверхности электролита в виде пузырьков. Напряжение аккумуляторов к концу заряда достигает величины 2,6 ...2,65 В, после чего более не возрастает. Газовыделение становится при этом обильным, создающим впечатление "кипения".

При заряде танковых аккумуляторных батарей током двух ступеней, заряд током 1-й ступени надо вести до повышения напряжения на аккумуляторах до 2,4 В, затем снизить зарядный ток до величины 2-й ступени.

Заряд батарей во всех случаях надо проводить до тех пор, пока напряжение на аккумуляторах и плотность электролита не будут постоянными в течение 1 ч при одновременном обильном газовыделении ("кипении") во всех аккумуляторах батареи.

Температура электролита во время заряда батарей возрастает, поэтому необходимо контролировать ее величину, особенно к концу заряда. Температура электролита при заряде не должна превышать 45 °C. В случае если температура окажется выше 45 °C, следует уменьшить наполовину зарядный ток или прервать заряд на время, необходимое для остывания электролита до 30...35 °C.

Уровень электролита перед началом заряда должен быть: в танковых батареях — 10...12 мм над предохранительным щитком, в автомобильных и мотоциклетных батареях - таким же, как и после заливки сухих батарей.

Измерение напряжения аккумуляторов, плотности и температуры электролита в процессе заряда следует проводить в начале заряда — через каждые 2...3 ч, а в конце заряда — через каждый час. Если к концу заряда в группе будут обнаружены батареи с отстающими аккумуляторами, плотность электролита и напряжение которых ниже, чем у других аккумуляторов, то во избежание ненужного перезаряда всех батарей в группе, а также излишней траты электроэнергии следует изымать батареи с отстающими аккумуляторами из общей зарядной группы и заряжать их отдельно.

Для этого к перемычкам отстающего аккумулятора с помощью зажимов Румянцева необходимо присоединить провода от зарядного агрегата и продолжить заряд при той же величине зарядного тока. Заряд продолжается до появления всех признаков его окончания. После этого доводят плотность электролита в отстающем аккумуляторе до необходимой величины.

В конце заряда плотность электролита, приведенная к 25 °C, должна быть в пределах нормы, указанной в табл.3. Если конечная плотность электролита отличается от нормы, необходимо произвести корректировку плотности электролита доливкой дистиллированной воды в случаях, когда плотность выше нормы, или доливкой раствора серной кислоты плотностью 1,40 г/см3, когда она ниже нормы. Перед доливкой часть электролита из аккумулятора отбирают с помощью груши. Доводку плотности можно проводить только в конце заряда,, когда плотность электролита больше не возрастает, а за счет "кипения" обеспечивается быстрое и полное перемешивание.

Корректировка плотности электролита улучшает работоспособность батареи и дает возможность правильно определить степень заряженное батареи в эксплуатации по плотности электролита. Корректировку необходимо проводить особо тщательно. Если за один прием довести плотность электролита до нормы не удается, корректировку следует повторить.

Операции по корректировке плотности рекомендуется проводить в такой последовательности:

  • в конце заряда измерить и записать температуру электролита в среднем аккумуляторе батареи;
  • измерить поочередно плотность электролита в каждом аккумуляторе, найти по табл. 5 температурную поправку и определить характер корректировки (понижение или повышение плотности) и ее величину. Рекомендуется отметить это на крышке аккумулятора, в котором проводится измерение, например "+0,02" или "-0,01", что означает соответственно необходимость повышения в данном аккумуляторе плотности электролита на 0,02 г/см3 или понижения ее на 0,01 г/см3;
  • не прекращая заряда батареи, из аккумуляторов с отметками на крышках отобрать часть электролита и долить в них дистиллированную воду или раствор кислоты плотностью 1,40 г/см3. Количество отбираемого электролита и добавляемой воды или раствора кислоты для каждого аккумулятора определить, пользуясь данными табл. 1;
  • продолжить заряд батареи в течение 30...40. мин, после чего снова измерить плотность электролита в аккумуляторах, где проводилась корректировка, и, если плотность электролита, приведенная к температуре 25 °C, будет отличаться от нормы, корректировку повторить. Практически, если плотность электролита отличается от нормы не более чем на 0,03 г/см3, а уровень электролита над предохранительным щитком составляет 12...14 мм, корректировку плотности можно провести за один прием.

Эксплуатационный уровень электролита над предохранительным щитком устанавливается, после окончания корректировки плотности и выключения батарей с заряда. Время выдержки батарей в бездействии до установки уровня должно быть: для танковых батарей - 2 ч, для автомобильных и мотоциклетных - 30 мин.

При уровне электролита ниже нормы в аккумулятор нужно добавить электролит такой же плотности, какая указана в табл.3 (графа 6); при уровне электролита выше нормы избыток электролита отсосать.

Для установки эксплуатационного уровня электролита после заряда батарей рекомендуется применять резиновую грушу со специальным наконечником (рис. 38).

Если танковые батареи требуется выдать с зарядной станции сразу же после выключения с заряда, уровень электролита в них должен быть 15...17 мм над предохранительным щитком.