Заряд при постоянной величине зарядного напряжения

Сущность способа заряда аккумуляторных батарей при постоянной величине зарядного напряжения состоит в том, что зарядное напряжение источника тока поддерживается постоянным в течение всего времени заряда, а зарядный ток при этом снижается.

Применение способа заряда аккумуляторных батарей по методу постоянства напряжения наиболее целесообразно для танковых батарей без снятия их с машин.

Начальная величина зарядного тока зависит от степени разряженности батарей, при которой они включаются на заряд, зарядного напряжения и температуры электролита. В момент включения батарей на заряд зарядный ток может достигать 150...250 А и более на группу из четырех батарей типа 6СТЭН-140М, а через 2,5...3 ч заряда он снижается до нескольких ампер.

Для заряда аккумуляторных батарей без обильного газовыделения и чрезмерного повышения температуры электролита зарядное напряжение устанавливается из расчета 2,25...2,4 В на один аккумулятор батареи, что соответствует 13,5...14,4 В на 12-вольтовую и 27...28,8 В на 24-вольтовую батарею. При таком уровне зарядного напряжения батареи, разряженные на 50%, за 2,5...3 ч заряжаются до 90% емкости.

Для заряда батарей используются передвижные зарядные преобразователи ЗП-4/30, ЗП-7,5/30, германиевые выпрямители ВАГГ-12-600, а также выпрямители автоматизированные кремниевые ВАК-б-28,5М1 и ВАК-12-28,5.

Выпрямители типа ВАК (рис. 44, а) являются наиболее совершенными зарядными устройствами для заряда батарей названным способом. Наличие в выпрямителях ВАК автоматической системы регулировки зарядного напряжения и ограничения тока нагрузки (отсечки тока) исключает необходимость контроля и регулировок в процессе заряда батарей. Оборудование каждого выпрямителя тележкой для перевозки вручную на небольшие расстояния позволяет оперативно переходить от заряда батарей в стационарных условиях к заряду непосредственно в хранилищах, парках, мастерских и т. д.

Для заряда вне машин аккумуляторные батареи соединяются в зарядные группы. В зарядную группу включаются только батареи одного типа, имеющие примерно одинаковую (отличающуюся не более чем на 10%) степень разряженности. Применительно к танковым аккумуляторным батареям в каждую зарядную группу следует включать четыре батареи (с одной или двух машин в зависимости от числа штатных батарей в машине). Батареи в группе соединяются между собой по схеме, принятой в машинах с четырьмя штатными батареями, т. е. 12-вольтовые параллельно-последовательно, а 24-вольтовые параллельно. Зарядное напряжение устанавливают по вольтметру выпрямителя до включения батарей на заряд. Рекомендуемые величины зарядного напряжения в зависимости от температуры электролита приведены в табл. 11.

Таблица 11. Величина зарядного напряжения в зависимости от температуры электролита

Температура электролита перед зарядом, °C Зарядное напряжение, В
30..15 27..28
15..5 28..29
+5..-5 30..31
-5..-10 31..32

От выпрямителей ВАК-б-28,5М1 и ВАК-12-28,5 можно одновременно заряжать аккумуляторные батареи как одного, так и разных типов и с разной степенью разряженности (разница до 50%), но при этом нужно строго соблюдать правило: к одному независимому выходу выпрямителя можно подключать батареи только одного типа и с одинаковой начальной степенью разряженности. Батареи, различающиеся по типу и степени разряженности, подключаются к разным выходам выпрямителя. Принципиальная схема подключения батарей к выпрямителю ВАК-12-28,5 показана на рис. 44, б. Наиболее эффективное использование мощности выпрямителей достигается при одновременном включении на заряд максимально возможного числа групп батарей, а именно:

  • к выпрямителю ВАК-6-28,5М1 — трех групп (12 танковых батарей), по одной группе на каждый выход;
  • к выпрямителю ВАК-12-28,5— шести групп (24 танковые батареи), по две параллельно соединенные группы на каждый выход.

Общий зарядный ток при этом устанавливают по амперметру выпрямителя путем поворота рукояток регуляторов тока до тех пор, пока ток не перестанет повышаться, что соответствует его максимальному значению. Батареи можно выключать с заряда, когда их степень заряженности достигнет 90%. Значения тока, соответствующего степени заряженности батареи на 90%, при различных зарядных напряжениях приведены в табл. 12.

Таблица 12. Ток в конце заряда батарей, соответствующий степени заряженности 90%

Тип АБ Режим заряда Ток в конце заряда (на группу из4х батарей), А
температура электролита, °C зарядное напряжение, В
6СТЭН-140М6СТ-140Р 30..5 27..29 8..10
12СТ-70М12СТ-7012СТ-85Р 30..5 27..29 10..12

Танковые аккумуляторные батареи без снятия их с машин можно заряжать от выпрямителя ВАК одновременно на одной, двух и трех машинах независимо от типа установленных в них батарей. Наибольшая эффективность заряда достигается при заряде батарей одновременно на трех машинах, имеющих штатные батареи одного и того же типа. Каждый выход выпрямителя подключается с помощью выходного кабеля к батареям машины через выводы "Внешняя зарядка" или непосредственно к полюсным выводам группы батарей. Величины зарядного напряжения и зарядного тока в конце заряда такие же, как и при заряде вне машины. При заряде аккумуляторных батарей непосредственно в машинах напряжение бортовой сети, замеренное вольтамперметром машины, не должно превышать 29 В. При необходимости заряда при напряжении выше 29 В (например, при отрицательной температуре электролита) батареи должны быть полностью отключены от бортовой сети машины.

Для такого отключения необходимо отсоединить от положительного вывода группы батарей провод, соединяющий батареи с главным распределительным щитком.

Провода от выпрямителя соединяются с корпусом машины ("—") и свободным выводом группы батарей ("+").