7.2. Влияние условий эксплуатации на работоспособность аккумуляторных батарей

Аккумуляторные батареи способны надежно работать в пределах установленных сроков службы при соблюдении правил эксплуатации, обслуживания и хранения, изложенных в настоящем Руководстве.

Наибольшее влияние на работоспособность и срок службы аккумуляторных батарей оказывают:

  • температурные условия;
  • степень разряженности батарей на машинах;
  • уровень зарядных напряжений в бортовой сети.

Низкие температуры снижают работоспособность и надежность батарей. При этом следует различать три характерных температурных интервала:

  • при температуре электролита от 0 °C до минус 10 °C наблюдается ухудшение разрядных и зарядных характеристик аккумуляторных батарей, не оказывающее существенного влияния на работоспособность батарей;
  • при температуре электролита от минус 10 до минус 20 °C происходит снижение величины отдаваемой батареями энергии в режиме стартерного разряда и ухудшение эффективности заряда из-за значительного уменьшения зарядного тока;
  • при температуре электролита ниже минус 20 °C аккумуляторные батареи не обеспечивают надежного пуска двигателя и неспособны принимать заряд от генератора машины.

В условиях низких температур уменьшается также разрядное напряжение на зажимах аккумуляторных батарей.

В результате указанных причин существенно снижается пусковая мощность батарей, что является одним из основных препятствий для надежного пуска двигателя.

Ухудшение работоспособности аккумуляторных батарей происходит потому, что при низких температурах возрастает вязкость электролита и увеличивается его сопротивление прохождению электрического тока, а также затрудняется перемешивание, необходимое для проникновения свежего электролита в поры активной массы электродов.

При температурах ниже минус 35 °C заливочная мастика может растрескиваться, что приведет к течи электролита.

Систематические недозаряды, происходящие из-за снижения зарядного тока и эффективности зарядного процесса при низких температурах, могут привести к снижению емкости батарей, размораживанию и осыпанию активной массы электродов и резкому сокращению их срока службы.

При высоких температурах из-за повышенного испарения воды быстро понижается уровень электролита в аккумуляторах, происходит повышенная коррозия токоотводов положительных электродов и увеличивается самозаряд батарей при их хранении, а также происходит перезаряд батарей на машинах, что может привести к коррозии и сокращению срока службы батарей.

Для уменьшения влияния низких и высоких температур на работоспособность аккумуляторных батарей рекомендуется принимать меры по утеплению автомобильных батарей в зимнее время и по защите их от потоков подкапотного воздуха летом. При высоких температурах окружающей среды заряд батарей рекомендуется проводить в ночное время. При температуре ниже минус 30 °C батареи необходимо с машин снимать и хранить в помещении с положительной температурой.

Степень разряженности батарей при эксплуатации зимой допускается не более 25%, а летом не более чем на 50%. Зимой нельзя разряжать батареи более чем на 25%, чтобы не снижать запаса энергии и предотвратить возможное замерзание электролита. Температура замерзания электролита показана в табл. 16.

Таблица 16. Температура замерзания электролита

Плотность электролита при 25 °C, г/см3 Температура замерзания, °C Плотность электролита при 25 °C, г/см3 Температура замерзания, °C
1.09 -7 1.22 -40
1.10 -8 1.23 -42
1.11 -9 1.24 -50
1.12 -10 1.25 -54
1.13 -12 1.26 -58
1.14 -14 1.27 -68
1.15 -16 1.28 -74
1.16 -18 1.29 -68
1.17 -20 1.30 -66
1.18 -22 1.31 -64
1.19 -25 1.32 -57
1.20 -28 1.33 -54
1.21 -34 1.40 -37

Летом не следует допускать разряженность батарей более чем на 50%, так как при более глубоких разрядах быстрее разрушается активная масса и сокращается срок службы батарей. Степень разряженности должна проверяться при обслуживании батарей путем измерения плотности электролита согласно настоящему Руководству.

Уровень и колебания Зарядных напряжений в бортовой сети машины влияют на работоспособность и срок службы батарей. При большом зарядном напряжении летом батареи будут перезаряжаться. При перезаряде происходит электролиз — разложение воды на водород и кислород. Выделяющийся на положительных электродах кислород вызывает усиленную коррозию, (разрушение) токоотводов электродов, из-за чего батарея преждевременно может выйти из строя.

При низких температурах и малом зарядном напряжении батарея почти не принимает заряда, из-за чего зимой может происходить постепенное увеличение разряженности, превышающее допустимые 25%. Поэтому необходимо периодически проверять, а в случае отклонения от нормы регулировать реле-регулятор в соответствии с инструкцией по эксплуатации машины.

Для автомобильных аккумуляторных батарей рекомендуемые пределы регулировок реле-регуляторов указаны в приложении 11. Напряжение бортовой сети машин, на которых устанавливаются танковые аккумуляторные батареи, поддерживается реле-регулятором от 26,5 до 29 В (для батарей 12СТ-70 — не выше 28,5 В). Регулировать реле-регуляторы должны только специалисты-электрики.