4.4. Ускоренное приведение в рабочее состояние танковых аккумуляторных батарей

Ускоренное приведение батарей в рабочее состояние производится в особых случаях, при необходимости их срочного ввода в эксплуатацию.

При температуре окружающего воздуха, батарей и заливаемого в них электролита не ниже 25 °C танковые батареи могут быть приведены в рабочее состояние без подзаряда путем пропитки электродов электролитом плотности 1,28±0,01 г/см3, отнесенной к 25 °C. Продолжительность пропитки электродов зависит от срока хранения батарей в сухом виде с момента их изготовления: до одного года — 1 ч, свыше одного года — 2 ч.

После пропитки электродов электролитом батареи выдаются в эксплуатацию (устанавливаются на машину).

При первой возможности эти батареи должны быть полностью заряжены, а плотность электролита откорректирована в соответствии с установленной для данной климатической зоны.

При температуре окружающего воздуха, батарей и заливаемого в них электролита ниже 25 °C ускоренное приведение батарей в рабочее состояние производится с применением кратковременного подзаряда. В этом случае продолжительность подзаряда батарей не зависит от срока хранения их в сухом виде и определяется только температурой, при которой батареи хранятся и приводятся в рабочее состояние (табл. 7).

Таблица 7. Продолжительность подзаряда танковых батарей в зависимости от режима подзаряда и температуры при их ускоренном приведении в рабочее состояние

Величина зарядного тока и напряжения Время пропитки электродов, ч Продолжительность подзаряда, ч, при температуре батарей, электролита и окружающего воздуха при приведении АБ в рабочее состояние
от 25 до 15 °C от 15 до 0 °C от 0 до -10 °C
20 А 1 1 1,5 -
33...34 В 1 - - 1,5

Напряжение 33...34 В указано для 24-вольтовых батарей. Батареи 12-вольтовые необходимо для заряда соединять параллельно-последовательно в группы, чтобы общее напряжение группы было 24 В

Работоспособность батарей при приведении их в действие с подзарядом обеспечивается при выполнении следующих условий:

  • температура батарей, заливаемого в них электролита, а также окружающего воздуха в помещений, где батареи приводятся в рабочее состояние, должна быть не ниже 0 °C;
  • электролит в аккумуляторы заливается плотностью 1,28±0,01 г/см3, приведенной к 25 °C;
  • при первой возможности батареи должны быть полностью заряжены с корректировкой плотности электролита в соответствии с установленной для данной климатической зоны.

Процесс ускоренного приведения батарей в рабочее состояние слагается из следующих операций:

  • разгерметизации батарей;
  • заливки аккумуляторов электролитом плотностью 1,28±0,01 г/см3;
  • пропитки электродов электролитом в течение одного часа;
  • подзаряда батарей током 20 А в течение 1,0...1,5 ч;
  • установки уровня электролита, чтобы сразу после подзаряда батарей его величина была 15...17 мм над предохранительным щитком.

В исключительных случаях, при необходимости ускоренного приведения батарей в действие в интервале температур от Одо минус 10 °C, допускается- подзаряд батарей после одночасовой пропитки электродов электролитом проводить при постоянном напряжении величиной 33...34 В продолжительностью 1,5 ч.

Аккумуляторные батареи, приведенные в рабочее состояние указанным способом и установленные на машины сразу же после завершения подзаряда, обеспечивают гарантированный пуск двигателей.

Для сокращения времени на заливку батарей электролитом в особых случаях его запас создается заранее. Плотность электролита, приведенная к 25 °C, должна быть 1,28 + 0,01 г/см3. Хранить батареи и электролит необходимо при температуре окружающего воздуха не ниже 0 °C.

В случае если подзаряд батарей производится постоянным напряжением величиной 33...34 В, минимальная температура, при которой разрешается хранить батареи и электролит, может быть снижена до минус 10 °C. Запас электролита хранится в специальных емкостях (баках) при наличии средств механизации заливки (дозаторов) или расфасованным в стеклянных бутылях, обеспечивающих его точную и удобную заливку в аккумуляторы. Конструкция простого дозатора, который может быть изготовлен силами воинских частей, описана в Руководстве по устройству и оборудованию парков танковых и мотострелковых частей, Воен-издат, 1974 г.

Стеклянные бутыли для ручной заливки электролита рекомендуется применять вместимостью 1,0...1,5 л в зависимости от типа батарей, приводимых в действие. Объем электролита в каждой бутыли должен соответствовать его количеству, необходимому для заливки одного аккумулятора батареи данного типа, а именно:

  • для батарей 6СТЭН-140М и 6СТ-140Р — 1,33 л;
  • для батарей 12СТ-85Р — 0,85 л;
  • для батарей 12СТ-70 и 12СТ-70М — 0,75 л.

Для заливки батарей 12СТ-70 и 12СТ-70М расфасовка электролита может производиться по 1,5 л в одну бутыль для заливки из нее двух аккумуляторов. В этом случае на бутыли наносится отметка, соответствующая 0,75 л.

Для придания стеклянным бутылям повышенной противоударной прочности рекомендуется их обмотать 3...5 слоями марли, которую затем пропитать нитроэмалью (например, НФ-114) и высушить. Образующаяся в результате высыхания эмали на поверхности бутыли прочная корка предупреждает течь электролита из бутыли при ее повреждении.

Заливка электролита в аккумуляторы из бутылей производится с помощью полиэтиленовой воронки.

Процесс ручной заливки 12-вольтовых батарей значительно ускоряется при применении простого приспособления, изготовленного из батарейной крышки, скрепленной с фанерным щитком (рис. 39). В фанерном щитке выполнены отверстия, а в батарейной крышке закреплены (приклеены) воронки по числу аккумуляторов в батарее. Воронки располагаются и крепятся таким образом, чтобы при установке приспособления на батарею их нижние концы входили в заливные отверстия аккумуляторов.

Приспособление для заливки батарей
39. Приспособление для заливки батарей

Приспособление для заливки батарей

  1. крышка батареи
  2. щиток с отверстиями
  3. стеклянная бутыль
  4. полиэтиленовая воронка
  5. аккумуляторная батарея
  6. крышка аккумулятора
  7. заливное отверстие

Для подзаряда батарей по методу постоянства зарядного тока могут быть использованы любые войсковые зарядные средства, обеспечивающие возможность заряда батарей током 20 А. Расчет числа зарядных групп и количества батарей, включаемых в каждую группу, производится в соответствии с указаниями разделе "Заряд АБ". При этом ввиду малой продолжительности заряда (до 1,5 ч) конечное напряжение заряда принимается равным 2,5 В на один аккумулятор (вместо 2,7 В при обычной продолжительности заряда), т. е. 15 В на 12-вольтовую и 30 В на 24-вольтовую батарею. Выпрямители типа ВАК-6-115 и ВАК-12-115 не требуют применения зарядно-распределительных устройств (ЗРУ) для установки и регулирования зарядного тока. Установка зарядного тока у этих выпрямителей производится рукояткой регулятора тока на передней панели его зарядной секции.

В случае применения для подзаряда батарей зарядных устройств, у которых величина зарядного тока устанавливается и регулируется с помощью ЗРУ, для получения максимального количества зарядных групп (при зарядном токе каждой группы 20 А) необходимо произвести дополнительное параллельное соединение части реостатов ЗРУ. Один из вариантов соединения реостатов ЗРУ для получения максимального количества зарядных групп и заряда каждой из них током 20 А показан на рис. 40.

Соединение реостатов ЗРУ для подзаряда батарей током 20 А
40. Соединение реостатов ЗРУ для подзаряда батарей током 20 А

При таком соединении реостатов общий зарядный ток группы является суммой токов, протекающих через каждый реостат в отдельности. Ток, протекающий через реостат, контролируется по амперметру, включенному последовательно с ним, и не должен превышать значение, на которое этот реостат рассчитан. Параллельное соединение реостатов производится путем соединения между собой их одноименных полюсных зажимов (плюс соединяется с плюсом, минус с минусом). Группа батарей подключается к зажимам одного из параллельно соединенных реостатов с соблюдением полярности. Соединение реостатов между собой и подключение к ним аккумуляторных батарей производится с помощью проводов марки ЛПРГС, БПВЛ или КРПТ сечением токопроводящей жилы не менее 4,0 мм2.

Для подзаряда батарей постоянным напряжением 33...34 В применяются кремниевые выпрямители типа ВАК-6-28, 5М1 и ВАК-12-28,5. К одному выходу выпрямителя допускается подключать четыре 12-вольтовые батареи, соединенные по танковой схеме (параллельно-последовательно), или две 24-вольтовые батареи, соединенные параллельно. Соединение батарей в группы и их подключение к источникам постоянного напряжения производится проводом, имеющим сечение токопроводящей жилы не менее 15 мм2.

Установка зарядного напряжения на группе батарей производится по вольтметру на лицевой панели выпрямителя с учетом падения напряжения на соединительных проводах до батарей. При использовании штатных соединительных проводов выпрямителей типа ВАК падение напряжения на проводах составляет около одного вольта.

В целях сокращения времени процесс приведения батарей в рабочее состояние должен, как правило, выполняться на местах хранения сухих батарей.

Работы по ускоренному приведению аккумуляторных батарей в рабочее состояние должны выполняться специально созданными бригадами, имеющими практические навыки по проведению заливки электролита и подзаряду батарей и изучившими правила техники безопасности при работе с электролитом, батареями и зарядным оборудованием.

Помещение для приведения батарей в действие в особых случаях оборудуется дежурным освещением и стендом с документацией, отражающей очередность и правила приведения батарей в рабочее состояние.