Ускоренное приведение в рабочее состояние автомобильных аккумуляторных батарей

При необходимости срочного ввода в эксплуатацию автомобильных аккумуляторных батарей допускается их ускоренное приведение в рабочее состояние. Ускоренное приведение батарей в рабочее состояние отличается от обычного тем, что после заливки их электролитом подзаряд не производится.

Для ускоренного приведения в рабочее состояние пригодны только аккумуляторные батареи в сухозаряженном исполнении, срок хранения которых с момента изготовления не превышает одного года.

При хранении батарей, предназначенных для ускоренного приведения в рабочее состояние, необходимо обращать особое внимание на герметизацию аккумуляторов (затяжку пробок, отсутствие трещин мастики, наличие герметизирующих деталей и т. д.). Батареи с нарушенной герметизацией к ускоренному приведению в рабочее состояние не допускаются.

Аккумуляторные батареи, хранившиеся при температуре окружающегося воздуха выше 0° или имеющие на момент приведения температуру выше 0 °C, приводятся в рабочее состояние путем заливки электролитом, имеющим плотность 1,28±0,01 г/см3 и температуру не ниже 15 °C. После 20-минутной пропитки батареи могут быть, сданы в эксплуатацию без проверки конечной плотности электролита.

При необходимости срочного ввода в действие батарей, находящихся на хранении при отрицательных температурах окружающего воздуха до минус 30 °C (до минус 40 °C для батарей типа 6СТ-190ТРН), допускается приведение их в рабочее состояние путем заливки горячим электролитом температурой 40±2 °C с последующей пропиткой в течение определенного времени. Продолжительность пропитки батарей после заливки электролита зависит от температуры хранения батарей и от типа двигателя, для пуска которого будут использованы батареи.

Аккумуляторные батареи, предназначенные для установки на машины с карбюраторными двигателями и хранившиеся при отрицательных (до минус 30 °C) температурах, могут быть после их заливки горячим (40±2 °C) электролитом и 20-минутной пропитки сданы в эксплуатацию.

Аккумуляторные батареи, предназначенные для установки на машины с дизельными двигателями и хранившиеся при отрицательных (до минус 10 °C) температурах, могут быть после их заливки горячим электролитом и 20-минутной пропитки сданы в эксплуатацию.

Аккумуляторные батареи, предназначенные для установки на машины с дизельными двигателями и хранившиеся при температурах от минус 10 до 30 °C (для батарей типа 6СТ-190ТРН — до минус 40 °C), приводятся в рабочее состояние таким же способом, но продолжительность пропитки их в этом случае увеличивается до одного часа.

При первой возможности аккумуляторные батареи, приведенные в рабочее состояние ускоренными методами, следует полностью зарядить и откорректировать плотность и уровень электролита в соответствии с требованиями разд. 5.

Приготовление электролита для ускоренного приведения батарей в рабочее состояние после хранения при отрицательных температурах производится в соответствии с табл. 8.

Таблица 8. Приготовление электролита для ускоренного приведения автомобильных аккумуляторных батарей в рабочее состояние

Наименование этапа Плотность получаемого электролита, г/см3 Количество добавляемой серной кислоты плотностью 1,83 г/см3, л Примечание
1-й - предварительное разведение 1.19...1.20 при 25 °C 0.24 на литр воды Производится заранее с учетом времени, необходимого для остывания электролита до 15 °C. Электролит хранится в отапливаемом помещении.
2-й - окончательное приготовление 1.26...1.28 при 40 °C 0.13 на литр полученного электролита Производится путем добавления кислоты непосредственно перед заливкой батареи.

Для получения указанной температуры электролита используется тепло, выделяющееся при растворении серной кислоты в дистиллированной воде. Так как при однократном разведении кислоты в воде происходит недопустимо высокий нагрев — до 90 °C, то электролит необходимо приготовлять в два этапа. На первом этапе приготавливается электролит промежуточной плотности, а на втором этапе осуществляется окончательное приготовление.

Предварительное разведение производится с целью заблаговременной заготовки необходимого количества более слабого, чем заливаемый электролит, раствора серной кислоты в дистиллированной воде, имеющего плотность 1,19...1,20 г/см3, приведенную к 25 °C. После предварительного приготовления раствор должен храниться с соблюдением правил, установленных для хранения электролита обычной плотности.

Окончательное приготовление электролита производится непосредственно перед заливкой батарей путем добавления необходимого дополнительного количества серной кислоты в заблаговременно подготовленный на первом этапе раствор плотностью 1,19...1,20 г/см3. Необходимое дополнительное количество серной кислоты следует отмерить заранее и хранить в одном помещении с этим раствором.

Готовый к употреблению электролит, имеющий температуру 38...42 °C, получается сразу же после долива кислоты к предварительно приготовленному раствору и его перемешивания. Поэтому всю подготовительную работу (доставку батарей из хранилища, вывертывание пробок и удаление герметизирующих деталей, подготовку оборудования для заливки и т. д.) необходимо выполнить до окончательного приготовления электролита.

Для заливки одной батареи вручную требуется около 5 мин. Поэтому в целях более эффективного использования тепла электролита в течение всего времени заливки батарей рекомендуется производить заливку одновременно на нескольких рабочих местах и приготовлять за один прием не более 200 л электролита. В случае необходимости ввода в действие большого количества батарей раствор плотностью 1,19...1,20 г/см3 и необходимое количество серной кислоты следует заготовлять в расчете на несколько партий, по 200 л каждая.