Техническое обслуживание аккумуляторных батарей при эксплуатации

При техническом обслуживании аккумуляторных батарей необходимо руководствоваться данными табл. 17 и 18, где указаны плотность электролита в зависимости от степени разряженности, объем и периодичность технического обслуживания батарей, а также следующими указаниями и рекомендациями.

Проверка работоспособности танковых батарей проводится с помощью штатных и переносных приборов, как описано в настоящем Руководстве.

Таблица 17. Плотность электролита в зависимости от степени разряженности батарей, г/см3 (приведенная к 25 °C)

Плотность электролита полностью разряженной батареи Плотность электролита батареи, разряженной на 25% / на 50% Плотность электролита полностью разряженной батареи Плотность электролита батареи, разряженной на 25% / на 50%
1.30 1.26 / 1.22 1.25 1.21 / 1.17
1.29 1.25 / 1.21 1.24 1.20 / 1.16
1.28 1.24 / 1.20 1.23 1.19 / 1.15
1.27 1.23 / 1.19 1.22 1.18 / 1.14
1.26 1.22 / 1.18 1.20 1.16 / 1.12

Таблица 18. Объем и периодичность технического обслуживания аккумуляторных батарей при их эксплуатации

Объем обслуживания Периодичность обслуживания
танковых АБ автомобильных АБ
6СТЭН-140М, 6СТ-140Р, 12СТ-85Р 12СТ-70М, 12СТ-70
Без снятия батарей с машины
  1. Провести внешний осмотр и очистку поверхности батарей от пыли и грязи.
  1. Один раз в 15 дней.
  1. Один раз в 15 дней.
  1. При ТО-1 машины, но не реже одного раза в 15 дней.
  1. Проверить:
    • плотность крепления наконечников проводов с полюсными выводами батарей;
    • надежность крепления батарей на стеллажах и в гнездах;
    • работоспособность батарей.
  1. Один раз в 15 дней.
  1. Один раз в 15 дней.
  1. При ТО-1 машины, но не реже одного раза в 15 дней.
При снятых батареях с машины
  1. Очистить:
    • поверхность батарей (мастику, ящик, моноблок, перемычки) от пыли и грязи;
    • контактные поверхности выводных зажимов от окислов.
  1. Один раз в 3 месяца. Летом при температуре 25 °C и выше - один раз в месяц.
  1. При ежемесячном заряде на зарядной станции.
  1. При ТО-1 машины, но не реже: летом - одного раза в 15 дней, зимой - одного раза в месяц.
  1. Проверить:
    • чистоту вентиляционных отверстий в пробках, при необходимости прочистить их;
    • отсутствие трещин в мастике, обнаруженные трещины и вспучивания оплавить нагретым электропаяльником с насадкой;
    • уровень электролита во всех аккумуляторах, довести его до нормы.
  1. Один раз в 3 месяца. Летом при температуре 25 °C и выше - один раз в месяц.
  1. При ежемесячном заряде на зарядной станции.
  1. При ТО-1 машины, но не реже: летом - одного раза в 15 дней, зимой - одного раза в месяц.
  1. Нейтрализовать поверхность батарей 10-% раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта.
  1. Один раз в 3 месяца. Летом при температуре 25 °C и выше - один раз в месяц.
  1. При ежемесячном заряде на зарядной станции.
  1. При ТО-1 машины, но не реже: летом - одного раза в 15 дней, зимой - одного раза в месяц.
  1. Проверить степень разряженности по плотности электролита. При степени разряженности более допустимой отправить батареи на зарядную станцию.
  1. Один раз в 3 месяца. Летом при температуре 25 °C и выше и зимой при температуре-10 °C и ниже - один раз в месяц.
  1. При ежемесячном заряде на зарядной станции.
  1. При ТО-1 машины, но не реже: одного раза в 3 месяца летом и одного раза в месяц зимой.
  1. Провести контроль зарядного режима для автомобильных батарей.
  1. -
  1. -
  1. При ТО-1 машины, но не реже: одного раза в 3 месяца летом и одного раза в месяц зимой.
  1. Провести полный заряд на зарядной станции.
При разряженности батарей летом на 50%, зимой - на 25%
  1. При переходе с летней эксплуатации на зимнюю и с зимней на летнюю.
  1. Ежемесячно независимо от степени разряженности.
  1. -
  1. Провести контрольно-тренировочный цикл.
  1. Один раз в год (12СТ-85Р - один раз в 9 месяцев).
  1. Один раз в 6 месяцев.
  1. Один раз в год. При поступлении в часть вместе с машинами от автомобильных заводов и других частей.
При поступлении с машинами от других частей.

Контроль зарядного режима автомобильных аккумуляторных батарей заключается в проверке правильности работы реле-регулятора непосредственно на машине. При отклонении величины регулируемого напряжения от пределов, оговоренных в инструкции по эксплуатации машины, реле-регулятор должен быть снят с машины и отправлен в мастерскую для регулировки или ремонта.

Для определения степени разряженности батарей по плотности электролита нужно знать, какая плотность была установлена в конце полного заряда батареи, измерить плотность электролита во всех аккумуляторах и температуру в среднем аккумуляторе батареи. Понижение плотности электролита на 0,01 г/см3 соответствует потере емкости на 5...6%. Степень разряженности батарей можно определить также по табл. 17. Для правильного определения степени разряженности батарей необходимо в' показания ареометра вносить температурную поправку по табл. 5.

Заряд аккумуляторных батарей проводится в соответствии с указаниями разд. "Заряд АБ". Танковым аккумуляторным батареям 12СТ-70М и 12СТ-70 допускается проводить ежемесячный подзаряд непосредственно в машинах от выпрямителей ВАК-6-28,5М1 и ВАК-12-28,5, а также с помощью СРЗ-АМ1 по способу постоянства напряжения. Снятие батарей с машин для заряда на зарядной станции проводится в этом случае один раз в три месяца.

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей с внутренним электрообогревом типа 6СТ-190ТРН включает проведение ряда дополнительных специфических работ.