11. Сроки хранения и эксплуатации аккумуляторных батарей. Порядок списания батарей. рекламаций. Сдача лома аккумуляторного свинца

Гарантийные сроки хранения батарей в сухом виде и гарантийные сроки службы и наработки батарей в эксплуатации приведены в табл. 23.

Таблица 23. Гарантийные сроки хранения аккумуляторных батарей в сухом виде и гарантийные сроки их службы в эксплуатации

Тип батареи Срок хранения в сухом виде, годы, не менее Минимальный срок службы в эксплуатации, годы Срок службы при наработке Отдаваемая емкость в конце гарантийных сроков службы или наработки, % от номинальной
тыс. км пробега, не более моточасы
Танковые
6СТЭН-140М 7 3 - 600 100
6СТ-140Р 7 3 - 600 100
12СТ-70М 5 2 - 400 90
6СТ-70 5 2 - 400 90
12СТ-85Р 7 3 - 600 90
Автомобильные
с одинарными сепараторами 5 1.5 75 - 70
5 2 - 2500 70
с двойными сепараторами 5 2 - 2500 70
6СТ-190ТР (ТМ) 5 1.5 60 2500 70
6СТ-190ТРН (ТМН) 5 1.5 60 2500 70
Мотоциклетные
3МТ-8, 3МТ-12 2 1.5 - - -
3МТС-9 2 1.5 - - -
3МТС-22 2 1.5 - - -

Примечание

Гарантии относятся как к новым , так и к батареям, хранившимся в сухом виде (без электролита) в течении времени, указанного в графе 2 таблицы.

Гарантийный срок службы батарей в эксплуатации исчисляется с момента приведения их в рабочее состояние.

Минимальный гарантийный срок службы автомобильных батарей в условиях малоинтенсивной эксплуатации должен быть независимо от вида сепараторов не менее трех лет при годовом пробеге автомобиля не более 2000 км

При соблюдении правил эксплуатации батареи работают более установленного для них гарантийного срока, но при этом допускается снижение отдаваемой батареями емкости ниже, номинальной.

Действующими руководящими документами установлены минимальные амортизационные сроки службы аккумуляторных батарей (табл. 24), после отработки которых они могут быть списаны.

Таблица 24. Минимальный амортизационный срок службы аккумуляторных батарей

Тип батареи Срок службы и наработка Отдаваемая емкость в конце срока службы, %
годы тыс. км пробега моточасы
Аккумуляторные батареи для бронетанковой техники
6СТЭН-140М, 6СТ-140Р, 12СТ-85Р, 12СТ-70М, 12СТ-70 5 - 800 70
4 - 600 70
Аккумуляторные батареи для автомобильной техники
Автомобильные батареи с двойной сепарацией 4 75 3000 50
Автомобильные батареи с одинарной сепарацией 4 60 2500 50
6СТЭН-140М, 6СТ-140Р 4 60 (10)* - 50
12СТ-70М, 12СТ-70 4 48 (8)* - 50
Аккумуляторные батареи для мотоциклов
3МТ-8, 3МТ-12, 6МТС-9б 6МТС-22 4 - - 50

Примечание

* - в скобках указано значение для гусеничных тягачей.

Сроки службы аккумуляторных батарей снижаются: при эксплуатации на автомобилях, гусеничных тягачах (транспортерах-тягачах) в районах с температурой воздуха летом выше 40 °C - на 15%, а в условиях Крайнего Севера - на 50%; на автомобилях и тягачах аэродромного обслуживания, непосредственно используемых для обеспечения самолетов (вертолетов), - на 10%.

После отработки автомобильными батареями амортизационного срока службы проводится контрольный разряд. Если батареи при этом отдают емкость менее 50% от номинальной, то они подлежат списанию.

После отработки минимального амортизационного срока танковые батареи подвергаются контрольно-тренировочным циклам. Батареям, отдавшим при втором контрольном разряде более 70% номинальной емкости, срок службы продлевается на один год; батареи же, отдающие менее 70% емкости, списываются установленным порядком.

Разрешение (акт на списание или инспекторское свидетельство) на выбраковку и списание аккумуляторных батарей, пришедших в негодность в процессе эксплуатации, дается в установленном порядке командиром соединения на основании заключения комиссии, назначенной командиром части.

Во всех случаях выхода из строя аккумуляторных батарей до истечения их гарантийного срока необходимо:

  • предъявить рекламации заводу, если аккумуляторные батареи вышли из строя по вине завода-изготовителя;
  • расследовать и установить причину выхода из строя аккумуляторных батарей, привлечь виновных к ответственности, если батареи вышли из строя по вине эксплуатировавшего и обслуживавшего их личного состава.

Танковые аккумуляторные батареи, не отработавшие гарантийного срока службы и отдавшие при контрольном разряде емкость менее 100% номинальной, подвергаются повторному контрольному разряду. Плотность электролита перед вторым разрядом устанавливается 1,28±0,01 г/см3 независимо от климатической зоны эксплуатации.

Если при повторном контрольном разряде ( в конце гарантийного срока службы) батареи 6СТЭН-140М и 6СТ-140Р отдают менее 100%, а батареи 12СТ-70М, 12СТ-70 и 12СТ-85Р менее 90% номинальной емкости, предъявляется рекламация заводу.

Акт-рекламация составляется и считается действительным только в случаях:

  • если дефект или несоответствие батарей ГОСТ или ТУ обнаружены в течение гарантийного срока службы;
  • если были соблюдены правила приведения батарей в рабочее состояние, правила хранения и эксплуатации;
  • если батареи не имеют механических повреждений и не подвергались вскрытию.

Рекламации на дефектные аккумуляторные батареи предъявляются в соответствии с Инструкцией о порядке составления и предъявления рекламаций на бронетанковую и автотракторную технику, поставляемую заводами промышленности для МО СССР. Свинцово-сурьмянистые детали (полюсные выводы, перемычки, электроды, борны и втулки) со списанных аккумуляторных батарей подлежат сдаче установленным порядком как цветной металл.

Разрешается использовать исправные детали со списанных батарей для ремонта других батарей.

При хранении и сдаче лома аккумуляторного свинца нельзя смешивать его со свинцом другого происхождения и особенно с другими цветными металлами.

Отработавшие, негодные аккумуляторные детали (лом), содержащие свинец, перед сдачей необходимо хорошо промыть в чистой воде (в деревянных баках) для удаления грязи и электролита, высушить, рассортировать и упаковать в тару, исключающую потери свинцовой пыли при транспортировке указанных деталей.

Лом аккумуляторного свинца сдавать заготовительным кон-торам Вторцветмета. Конторы Вторцветмета выдают квитанции установленного образца, в которых указывается чистая масса полученных аккумуляторных деталей, содержащих свинец (без учета массы упаковки, аккумуляторных деревянных ящиков, сепараторов, баков и моноблоков), а также марки аккумуляторных батарей (танковые, мотоциклетные, автомобильные). Квитанции на сданный лом используются при составлении отчета о его сдаче в установленном порядке.

Новые аккумуляторные батареи всех типов и марок выдаются частям после предъявления ими инспекторского свидетельства, разрешающего списание негодных батарей.