Способы обеспечения работоспособности автомобильных аккумуляторных батарей в зимних условиях

Эксплуатация аккумуляторных батарей в зимних условиях требует специальных мероприятий, направленных на обеспечение работоспособности и надежности батарей при низких температурах.

Температурный режим аккумуляторных батарей характеризуется температурой электролита. Температура электролита аккумуляторных батарей при эксплуатации машин в зимних условиях зависит от условий эксплуатации и места хранения машины, температуры окружающего воздуха и скорости ветра, места установки батарей на машине и эффективности применяемого способа их утепления и обогрева.

При хранении машин более суток на открытых площадках или в неотапливаемых хранилищах при температуре окружающего воздуха ниже минус 15 °C аккумуляторные батареи снимаются с машин и хранятся в отапливаемых помещениях, за исключением случаев:

  • когда на машине применяются средства обогрева батарей, обеспечивающие поддержание такого их теплового состояния, при котором независимо от температуры наружного воздуха и скорости ветра температура электролита в батарее не снижается более чем до минус 5 °C;
  • когда перед пуском двигателя применяются средства форсированного разогрева аккумуляторных батарей на машине;
  • когда продолжительность стоянки машины на открытой площадке не превышает 10 ч;
  • когда машины хранятся в отапливаемом помещении с температурой, при которой сохраняется полная работоспособность батарей.

Для повышения пусковой мощности аккумуляторных батарей в качестве основной меры рекомендуется обеспечение необходимого их теплового состояния содержанием в отапливаемых помещениях или на открытых площадках на машинах путем их обогрева с одновременным утеплением.

Обогрев аккумуляторных батарей может быть обеспечен следующими способами:

  • питанием встроенных внутри аккумуляторов электрических нагревателей от источника электроэнергии постоянного или переменного тока (батареи типа 6СТ-190ТРН) как на стоянке, так и в движении машины;
  • поддержанием температуры окружающего воздуха внутри теплоизолирующего контейнера с аккумуляторными батареями от внешнего источника тепловой или электрической энергии как на стоянке, так и в движении машины.

Способ обеспечения работоспособности батарей при низких температурах путем их внутреннего электрообогрева реализован в аккумуляторной батарее 6СТ-190ТРН.

На машинах, где предусмотрены штатные обогреваемые теплоизолирующие контейнеры, обогрев размещенных в них аккумуляторных батарей осуществляется теплым воздухом, отработавшими газами двигателя, нагретыми жидкостями и т. п., а также электрообогревом самого контейнера от внешнего источника электроэнергии на стоянке и от генераторной установки машины в движении.

На машинах, где штатные обогревные контейнеры не предусмотрены, рекомендуется утепление аккумуляторных батарей войлочными чехлами. Такой способ повышает работоспособность электропусковой системы двигателя в условиях низких температур от минус 35 до минус 40 °C при работе двигателя на загущенных моторных маслах при содержании в межсменное время на открытых площадках в течение не более 10 ч в сутки. При этом рекомендуется при первой возможности, но не реже одного раза в месяц, производить полный заряд батарей на зарядной станции при положительной температуре.

Для повышения пусковой мощности аккумуляторных батарей при низких температурах в случаях, когда отсутствует возможность их утепления и обогрева, рекомендуется:

    использование при пуске двигателя буферной схемы включения собственной батареи на машине с батареей аналогичной машины или специальной внешней группы батарей;
  • использование внешних пусковых источников (электромашинные агрегаты, мощные выпрямительные установки, специальные аккумуляторные группы с периодическим или постоянным подзарядом).