4.3. Пропитка электролитом и первый подзаряд аккумуляторных батарей

Танковые аккумуляторные батареи после заливки электролитом выдерживаются для пропитки электродов.

Во время пропитки температура электролита в аккумуляторах обычно возрастает на 12...20 °С, а плотность электролита может несколько понизиться (на 0,02...0,05 г/см3 в зависимости от срока хранения батарей в сухом виде). Перед включением на подзаряд должны быть измерены температура электролита и уровень его над предохранительным щитком. На подзаряд могут включаться батареи с температурой электролита не выше 35 °С и уровнем электролита 10...12 мм. В противном случае батареи нужно охладить до 30...35 °С, а уровень электролита установить 10...12 мм путем доливки электролита той же плотности, как при заливке, или отсоса части его. Продолжительность пропитки и режим подзаряда батарей указаны в табл. 6.

Таблица 6. Продолжительность пропитки и режим подзаряда танковых аккумуляторных батарей при приведении их в рабочее состояние

Типы АБ Время пропитки, ч Режимы подзаряда (заряда при хранении в сухом виде)
до 3-х лет более 3-х лет
ток подзаряда, А время подзаряда, ч ток заряда, А время заряда
1-я ступень 2-я ступень
6СТЭН-140М 2 12 4 12 6 До постоянства плотности электролита и зарядного напряжения в течении одного часа
6СТ-140Р 2 12 4 12 6
12СТ-70М 2 8 4 8 4
12СТ-70 2 8 4 8 4
12СТ-85Р 2 9 4 9 5

Если во время подзаряда температура электролита поднимется выше 45 °С, нужно снизить зарядный ток наполовину или отключить батареи для охлаждения электролита до 30...35 °С. В процессе подзаряда плотность электролита повышается, к концу подзаряда достигает величины, указанной в табл. 3, и становится постоянной. Отклонение плотности электролита в разных аккумуляторах одной и той же батареи допускается до 0,01 г/см3. Если в конце подзаряда плотность электролита превышает значения, указанные в табл. 3, ее следует откорректировать.

Через 2 ч после выключения батарей с подзаряда нужно установить уровень электролита в аккумуляторах (10...12 мм над предохранительным щитком). Батареи, сдаваемые в эксплуатацию непосредственно после подзаряда, должны иметь уровень электролита в аккумуляторах на 15...17 мм выше предохранительного щитка, так как сразу после окончания заряда в порах пластин имеются остатки не вышедшего из аккумулятора газа, который вызывает повышенный уровень электролита. С течением времени (1,5...2 ч) остатки газа улетучиваются и уровень электролита понижается до 10...12 мм над щитком.

Поскольку аккумуляторные батареи с различным сроком хранения в сухом виде требуют различной продолжительности и режима подзаряда, то в случае приведения в рабочее состояние нескольких батарей одновременно (для танкового подразделения) они должны подбираться в зарядные группы так, чтобы в одну группу входили батареи одного и того же выпуска или отличающиеся по срокам выпуска незначительно. При этом обеспечивается практически одновременное окончание подзаряда во всех батареях группы и упрощается контроль за процессом подзаряда.

В отношении использования зарядных источников, составления групп батарей для подзаряда, правил подключения их к зарядным источникам и режима подзаряда следует руководствоваться указаниями, приведенными в других разделах (раздел "Заряд АБ").

При приведении батарей в рабочее состояние измеряются и записываются следующие данные по каждой батарее:

  • плотность и температура заливаемого электролита;
  • время пропитки;
  • плотность, температура и уровень электролита в конце пропитки;
  • величина тока подзаряда;
  • общая продолжительность подзаряда (исключая время перерывов для охлаждения батарей);
  • плотность, температура и уровень электролита после подзаряда.

Запись ведется в специальном журнале.

Автомобильные аккумуляторные батареи подвергаются пропитке электродов электролитом и подзаряду в таком порядке: не ранее чем через 20 мин и не позже чем через 2 ч после заливки электролитом производится контроль плотности электролита. Если плотность электролита понизится не более чем на 0,03 г/см3 против плотности заливаемого электролита, батареи могут быть сданы в эксплуатацию. Если же плотность электролита понизится более чем на 0,03 г/см3, батареи подлежат подзаряду. Температура электролита перед подзарядом батарей не должна быть выше 30 °C в холодной и умеренной зонах и не выше 35 °С в жаркой и теплой влажной зонах. Подзаряд автомобильных аккумуляторных батарей производится так, как описано в разделе "Заряд АБ". Продолжительность первого подзаряда зависит от срока хранения батарей в сухом виде с момента изготовления до приведения в рабочее состояние. Окончание подзаряда определяется по постоянству напряжения аккумуляторов и плотности электролита в течение 2 ч.

Мотоциклетные батареи заливаются электролитом с плотностью, соответствующей климатической зоне эксплуатации, и через 1 ...2 ч пропитки включаются на подзаряд током, указанным в табл. 10. Температура электролита перед началом подзаряда не должна быть выше 30 °C.

Время подзаряда 5 ч