Повышенный саморазряд

Аккумуляторная батарея, отключенная от разрядной цепи, самопроизвольно разряжается и теряет емкость. Такой разряд аккумуляторной батареи называется саморазрядом.

Саморазряд бывает нормальным и повышенным. Нормальный саморазряд для свинцовой стартерной аккумуляторной батареи — явление неизбежное. Саморазряд считается повышенным, если после 14-суточного бездействия батарей среднесуточная величина его превышает 0,7% номинальной емкости автомобильных батарей и 0,5 ...0,6% номинальной емкости танковых батарей с мипоровыми сепараторами при температуре окружающей среды 20±5 °C.

Повышенный саморазряд вызывается следующими основными причинами:

  • наличием на поверхности батарей загрязнений, проводящих электрический ток (например, электролита, пролитого при небрежной заливке батарей, при установке батарей в машину или попавшего во время их заряда при бурном газовыделении);
  • применением дистиллированной воды или электролита, содержащих вредные примеси;
  • хранением аккумуляторных батарей при повышенных температурах окружающего воздуха;
  • повышенным износом электродов в процессе эксплуатации аккумуляторных батарей.

Повышенный саморазряд обнаруживается по быстрому уменьшению плотности электролита при хранении батарей, а также по утечке тока, определяемой вольтметром со щупом.

Для обнаружения утечки тока концом провода (щупом) от переносного вольтметра (рис. 74) прикасаются к поверхности мастики или деревянного ящика, а специальный, вывод вольтметра прижимают к перемычке. Отклонение стрелки вольтметра от "нуля" показывает утечку тока, вызывающую повышенный саморазряд батареи.

Проверка саморазряда аккумуляторной батареи переносным вольтметром
74. Проверка саморазряда аккумуляторной батареи переносным вольтметром

Для предупреждения и. устранения повышенного саморазряда необходимо применять для приготовления электролита только аккумуляторную кислоту, отвечающую требованиям ГОСТа, и дистиллированную воду; своевременно проводить обслуживание батарей при эксплуатации и при хранении, обращая особое внимание на то, чтобы поверхность батарей была чистой и сухой; своевременно устранять трещины в мастике.

Саморазряд аккумуляторных батарей в значительной степени зависит от температуры окружающего воздуха (соответственно и от температуры электролита). При повышении окружающей температуры саморазряд увеличивается, при температуре электролита 0° C и ниже саморазряд практически прекращается.