7.1. Общие правила обращения с аккумуляторными батареями

Для обеспечения надежности, работоспособности и максимального срока службы аккумуляторных батарей при эксплуатации на машинах необходимо строго соблюдать правила эксплуатации, объем и периодичность их технического обслуживания. На машины должны устанавливаться только аккумуляторные батареи, полностью заряженные, имеющие плотность электролита в зависимости от климатической зоны (в соответствии с табл. 3) и уровень электролита, равный 10...12 мм для танковых и 10...15 мм для автомобильных батарей.

Аккумуляторные батареи должны быть закреплены за машиной. Номер машины наносится масляной краской на ящике или моноблоке батареи. Если на машине применяется группа из нескольких батарей, то все батареи группы должны иметь одинаковое техническое состояние, обслуживаться и заряжаться одновременно.

С батареями следует обращаться осторожно, оберегать их от ударов и механических повреждений при снятии, переноске и установке на машины. Нельзя допускать коротких замыканий полюсных выводов и перемычек.

Перед снятием батарей и перед установкой их на машину выключатель батарей необходимо выключать. При транспортировке на батареи должны быть установлены крышки и защитные кожухи (где они предусмотрены).

Аккумуляторные батареи следует надежно закреплять, так чтобы они не смещались при движении машины. Для предохранения батарей; имеющих эбонитовый или пластмассовый моноблок, от повреждения при тряске рекомендуется подкладывать под них резиновые подкладки.

Провода, подсоединяемые к батареям, и их наконечники должны быть исправными. Не допускается натяжение проводов, приводящее к порче полюсных выводов и трещинам в мастике. При подключении проводов к полюсным выводам необходимо строго соблюдать полярность и прочно затягивать болты, чтобы обеспечить надежный электрический контакт.

Не допускать выплескивания электролита из аккумуляторов на поверхность батареи. Для предохранения деревянных ящиков от разрушения необходимо обрабатывать поверхность мастики и ящика 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта, после чего протирать батарею влажной ветошью и затем вытирать насухо. Необходимо своевременно устранять трещины в мастике, а деревянные ящики танковых батарей подкрашивать черным кислотостойким лаком БТ-783 ГОСТ 1347—77.

Аккумуляторные батареи необходимо содержать в чистоте. Полюсные выводы и наконечники проводов необходимо очищать от продуктов коррозии (не снимая основного металла). Коррозия может нарушить надежность электрического соединения и вызвать отказ при пуске двигателя. После подключения к батарее проводов полюсные выводы, а также детали крепления следует слегка смазать консервационным маслом К-17 ГОСТ 10877—76 или смазкой ПВК ГОСТ 19537—74 (толщина слоя не более 0,5мм), установить крышки и защитные кожухи (где они предусмотрены).

Вентиляционные отверстия в пробках (или крышках аккумуляторов) должны быть прочищены. При закупоренных вентиляционных отверстиях выделяющиеся газы могут вызвать разрыв крышек или слоя мастики.

При эксплуатации машин необходимо контролировать зарядный режим аккумуляторных батарей, чтобы не допустить излишнего перезаряда или недозаряда, сокращающих срок их службы. Для этого необходимо периодически проверять, а в случае отклонения от нормы регулировать реле-регулятор в соответствии с инструкцией по эксплуатации машины.

При эксплуатации аккумуляторных батарей из электролита испаряется вода, поэтому уровень электролита доводится до нормы добавлением дистиллированной воды. Доливать в аккумуляторы электролит запрещается, за исключением тех случаев, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло за счет его выплескивания.

Подготавливать двигатель к пуску и пользоваться стартером необходимо в строгом соответствии с инструкцией по эксплуатации машины. При работе двигателя во время длительных стоянок машины рекомендуется устанавливать частоту вращения двигателя, при которой обеспечивается подзаряд батарей.

Аккумуляторные батареи, впервые поступившие в часть с машинами от заводов-изготовителей или из других частей, должны пройти контрольно-тренировочный цикл с обязательной доводкой плотности электролита в конце окончательного полного заряда в соответствии с климатической зоной (табл. 3, графа 6).

Один раз в год все стартерные аккумуляторные батареи, находящиеся в эксплуатации и хранящиеся с электролитом, должны проходить КТЦ (для танковых батарей 12СТ-70 и 12СТ-70М через каждые 6 месяцев, для батарей 12СТ-85Р через 9 месяцев).

Рекомендуется проводить КТЦ при подготовке машин к осенне-зимней эксплуатации.

В каждой части на батареи должна вестись учетно-отчетная документация.