9.1. Хранение танковых аккумуляторных батарей

9.1.1. Общие положения

Подзаряд батарей малыми токами производится с целью компенсации потери емкости от саморазряда приведенных в рабочее состояние аккумуляторных батарей.

Подзаряд батарей типа 6СТЭН-140М и 6СТ-140Р производится во всех климатических зонах СССР; батареи типа 12СТ-70, 12СТ-70М и 12СТ-85Р подзаряжать малыми токами разрешается только в условиях умеренного и холодного климата.

Батареи могут быть установлены на подзаряд как в машинах (в том числе и в загерметизированных методом "заклейка", "чехол" или "получехол")," так и в хранилищах (на стеллажах).

На подзаряд разрешается устанавливать только исправные и полностью заряженные батареи.

Подзаряд танковых батарей в машинах и в хранилищах производится непрерывно. Разрешается приостанавливать подзаряд на срок до 10 суток при ремонте сети и на праздничные дни.

Подзаряд батарей малыми токами производится по методу постоянства напряжения, которое должно в определенных пределах поддерживаться на зажимах батарей.

При подзаряде батарей в машинах необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

  • выдерживать установленный зарядный режим;
  • перед отсоединением батарей от сети, а также перед включением в работу подогревателя на 3...5 мин открыть верхний люк и проветрить внутренний объем машины;
  • при отсоединении батарей от бортовой сети не допускать коротких замыканий;
  • обслуживание батарей производить вне машины; выступающие части гильз и снарядов, расположенных около батарей, оградить фанерным щитком;
  • внутри машины запрещается пользоваться открытым пламенем;
  • выключатель батарей в процессе подзаряда, а также при их установке и снятии должен находиться в выключенном положении; включать выключатель разрешается только на период осмотра (технического обслуживания) машины.

Для осуществления контроля за режимом подзаряда батарей и ведения соответствующей документации (журналов) в воинской части выделяются два-три ответственных лица, изучивших настоящие правила проведения подзаряда батарей малыми токами.

Периодический контроль уровня и плотности электролита, доливка дистиллированной воды в батареи производится аккумуляторщиками под наблюдением помощника начальника службы по электро- и спецоборудованию или техников подразделений. Операции по снятию (установке) батарей с машин, нейтрализация их поверхности и подкраска выполняются экипажами машин.

При поступлении в воинскую часть подзарядные блоки должны проходить приемные испытания, а ввод их в эксплуатацию должен оформляться актом комиссии, назначенной приказом по части. В случае отказа в работе нового подзарядного блока или выхода его из строя в течение гарантийного срока службы составляется акт-рекламация.

При температуре окружающего воздуха ниже 5 °C саморазряд батарей практически прекращается, поэтому подзаряжать батареи малыми токами в зимнее время года не следует. При прекращении подзаряда батарей подзарядный блок необходимо отключить от сети и хранить в сухом помещении.

9.1.2. Устройство сети подзаряда

В сеть подзаряда батарей малыми токами входят подзарядный блок, комплект переходных шунтов и электрические провода.

На рис. 51 и 52 показаны принципиальные схемы сетей подзаряда батарей при их хранении в машинах, расположенных в боксе в один и два ряда.

На каждый бокс необходимо иметь индивидуальную сеть, к которой допускается подключать до 32 машин с установленными на них батареями типа 6СТЭН-140М и 6СТ-140Р или не более 20 машин с батареями типа 12СТ-70, 12СТ-70М и 12СТ-85Р. Принципиальные схемы сетей подзаряда батарей в хранилище приведены на рис. 53 и 54.

В хранилище к одному подзарядному блоку допускается подключать на подзаряд до 120 батарей типа 6СТЭН-140М и 6СТ-140Р или до 80 батарей типа 12СТ-70, 12СТ-70М и 12СТ-85Р. В группах батареи соединяются на номинальное напряжение 24 6.

Для подзаряда батарей малыми токами используются подзарядные блоки типа БЭА9814-02А0, БЭА9814-02В0, БЭА9814-02Д0 и БЭА9814-02Е1, представляющие собой выпрямители со стабилизацией выходного напряжения.

Подзарядные блоки обеспечивают установку и поддержание стабилизированного напряжения в диапазоне от 25 до 28 В и максимальный выпрямленный ток до 15 А.

Принципиальная схема сети подзаряда батарей малыми токами при их хранении в машинах
51. Принципиальная схема сети подзаряда батарей малыми токами при их хранении в машинах (для 20 машин, расположенных в один ряд)

Принципиальная схема сети подзаряда батарей малыми токами при их хранении в машинах

  1. подзарядный агрегат
  2. переносной вольтметр
  3. главная линия
  4. боковая отводка
  5. переходной щиток
  6. соединительный кабель
Принципиальная схема сети подзаряда батарей малыми токами при их хранении в машинах
52. Принципиальная схема сети подзаряда батарей малыми токами при их хранении в машинах (для 20 машин, расположенных в два ряда)

Принципиальная схема сети подзаряда батарей малыми токами при их хранении в машинах

  1. переносной вольтметр
  2. подзарядный агрегат
  3. переходной щиток
  4. главная линия
  5. боковая отводка
  6. соединительный кабель
Принципиальная схема сети подзаряда 12-вольтовых батарей в хранилище
53. Принципиальная схема сети подзаряда 12-вольтовых батарей в хранилище

Принципиальная схема сети подзаряда 12-вольтовых батарей в хранилище

  1. переносной вольтметр
  2. подзарядный агрегат
  3. предохранитель на 20 А
  4. соединительные провода
Принципиальная схема сети подзаряда 24-вольтовых батарей в хранилище
54. Принципиальная схема сети подзаряда 24-вольтовых батарей в хранилище

Принципиальная схема сети подзаряда 24-вольтовых батарей в хранилище

  1. переносной вольтметр
  2. подзарядный агрегат
  3. предохранитель на 20 А
  4. соединительные провода

В настоящее время в воинские части поступает подзарядный блок типа БЭА9814-02Е1. Внешний вид этого блока показан на рис. 55. Подробное описание устройства и правила эксплуатации подзарядного блока приведены в заводской инструкции.

Подзарядный блок БЭА9814-02Е1
55. Подзарядный блок БЭА9814-02Е1

Подзарядный блок БЭА9814-02Е1

  1. вольтметр
  2. ручка установки зарядного напряжения
  3. сигнальная лампа
  4. амперметр
  5. ручка для переноски блока
  6. крышка предохранителей
  7. зажим для заземления блока
  8. провод с вилкой для включения в сеть переменного тока
  9. зажимы для подключения нагрузки
  10. выключатель
  11. регулятор тока отсечки

В комплект подзарядного блока входят переходные щитки (рис. 56), предназначенные для подключения батарей на подзаряд, для периодической проверки исправности сети подзаряда,и подключения переносных ламп при обслуживании машин. Принципиальная схема переходного щитка показана на рис. 57. На щитке (рис. 56) смонтированы два блока БЗ-30 с предохранителями на 20 А, четыре вывода и две розетки ШР-51. К выводам ЛМ и ПМ подключаются батареи соответственно левой и правой машины.

Внешний вид переходного щитка
56. Внешний вид переходного щитка

Внешний вид переходного щитка

  1. штепсельные розетки ШР-51
  2. блоки защиты БЗ-30
  3. выводы для подключения соединительного кабеля
Принципиальная схема переходного щитка
57. Принципиальная схема переходного щитка

Принципиальная схема переходного щитка

  1. штепсельные розетки
  2. предохранители
  3. выводы для подключения соединительного кабеля

9.1.3. Монтаж сети подзаряда

Монтаж сети подзаряда батарей в машинах выполняется по схеме, приведенной на рис. 51 и 52. Монтаж сети включает: установку подзарядного блока и подвод к нему питающего напряжения; установку (закрепление) переходных щитков; проведение расчета и монтаж проводов магистральной линии и боковых отводок; изготовление и оборудование соединительных кабелей.

Подзарядный блок устанавливается снаружи парка — стоянки машин в металлическом заземленном ящике на отдельной опоре. Металлический ящик должен закрываться на замок и иметь удаление от стены не менее 0,5 м. Ящик должен быть защищен от прямых солнечных лучей и от воздействия атмосферных осадков на подзарядный блок.

Питание подзарядного блока должно осуществляться от сети переменного тока по самостоятельной линии, не связанной с сетью, к которой подключены мощные потребители электроэнергии. На вводе проводов до подзарядного блока должны быть установлены рубильник и предохранители, помещенные в металлический заземленный ящик на несгораемом основании.

Установка переходных щитков производится на опорах (столбах) между машинами или на стене бокса на высоте 1,5...2 мот пола.

Для монтажа сети применяются следующие провода:

  • для магистральной линии и проводов, соединяющих с ней подзарядный блок, и для боковых отводок — провода марки БПВЛ, ЛПРГС, ПР и ПРГ;
  • для соединительного кабеля — кабель марки КРПТ, ШРПЛ или ШБРЛ.

Магистральная (главная) линия выполняется из проводов такого сечения, чтобы падение напряжения в ней на участке от места подключения подзарядного блока до места подсоединения наиболее удаленной боковой отводки не превышало 0,2 В.

В связи с тем что длина магистральной линии, боковых отводок и соединительных кабелей зависит от конкретной планировки парков — стоянок (боксов) машин, в каждом отдельном случае сечение проводов магистральной линии необходимо рассчитать в соответствии с указаниями приложения 15.

Сечение проводов сети, рассчитанное для различного количества машин, подключаемых на подзаряд, а также условий их размещения приведено в табл. 21.

Таблица 21. Сечение проводов для сети подзаряда малыми токами в машинах

Кол-во машин Рядность распо-ложения машин Место подсо-единения подза-рядного блока Сечение проводов, мм2
для батарей 6СТЭН-140М и 6СТ-140Р для батарей 12СТ-70, 12СТ-70М и 12СТ-85Р
магистраль-ная линия боковые отводки
соедини-тельный кабель
магистраль-ная линия боковые отводки
соедини-тельный кабель
10 1 в середине 10 2.5
2.5
25 4.0
2.5
16 1...2 в середине 25 2.5
2.5
25 4.0
2.5
20 1...2 в середине 25 2.5
2.5
35 4.0
2.5
32 2 в середине 50 2.5
2.5
- -

Монтаж проводов магистральной линии и боковых отводок производится на роликах или изоляторах таким образом, чтобы они не переплетались между собой и не касались строения. Провода боковых отводок прокладываются против проходов между двумя машинами. При монтаже сети необходимо выдерживать одинаковые размеры всех боковых отводок и соединительных кабелей с точностью ±1м. Расстояние между проводами магистральной линии должно быть не менее 150 мм, а боковых отводок — 50 ...70 мм. Необходимо обращать внимание на надежность контактных соединений на всех участках сети подзаряда. Для этого провода боковых отводок должны припаиваться к магистральной линии, а концы проводов, подсоединяемых к подзарядному блоку и переходным щиткам, оборудоваться наконечниками.

Соединительный кабель подключается к переходному щитку наконечниками 3 (рис. 58). На другом конце кабеля к одной жиле (плюсовый провод) припаивается наконечник 2 (диаметр отверстия 11 мм), а к другой (минусовый провод) — зажим 1. При отсутствии зажима к минусовому проводу необходимо припаять латунную пластину с вырезом. Плюсовые наконечники кабеля должны быть окрашены (кроме контактных поверхностей) красной краской и иметь обозначение "+", а зажим (пластина) минусового провода покрыт кислотостойким лаком.

Соединительный кабель
58. Соединительный кабель

Соединительный кабель

  1. зажим
  2. наконечник
  3. наконечник
  4. кабель

Для подсоединения соединительного кабеля к батареям плюсовый провод подключается к плюсовому выводу внешней зарядки машины, а минусовой провод - к общему минусу батарей или к болту выключателя массы.

Элементы подсоединения к переходному щитку
59. Элементы подсоединения к переходному щитку

Элементы подсоединения к переходному щитку

  1. крышка аккумуляторной батареи
  2. блок защиты БЗ-30
  3. защитная крышка
  4. соединительный кабель
  5. штепсельная вилка
  6. провода подключения батарей

В другом варианте (рис. 59) в качестве штепсельной вилки используется предохранитель 5 на 80А (жилка удаляется) и блок 2 защиты БЗ-30, укрепляемый на крышке аккумуляторной батареи. Для исключения короткого замыкания блок защиты БЗ-30 закрывается защитной крышкой 3, изготавливаемой из текстолита. К блоку БЗ-30 защитная крышка крепится винтами. При выводе машины в эксплуатацию блок защиты БЗ-30 и провода, соединяющие блок с батареями, не снимаются.

Встроенный разъем для подключения батареи на подзаряд в машине
60. Встроенный разъем для подключения батареи на подзаряд в машине

Встроенный разъем для подключения батареи на подзаряд в машине

  1. габаритный фонарь
  2. розетка разъема
  3. предохранительный колпачок разъема

При наличии на машине специального (встроенного) разъёма для подзаряда батарей малыми токами (рис. 60) плюсовый и минусовый провода соединительного кабеля припаиваются к штепсельной вилке разъёма с соблюдением полярности. Подключение батарей к подзарядной сети производится путём соединения штепсельной вилки с розеткой, установленной на машине. На одних марках машин розетка встроенного разъема устанавливается внутри (в отделении управления) машины, на других - снаружи машины.

Монтаж сети подзаряда батарей в хранилище выполняется в соответствии со схемами. Для монтажа сети применяются провода тех же марок, что и при выполнении магистральной линии подзаряда батарей в машинах.

Монтаж линии стеллажей производится из провода сечением менее 10 мм2. Крепление проводов производится с помощью роликов высотой 25...30 мм.

Все группы батарей (рис. 53 и 54) подключаются к магистральной линии параллельно с помощью соединительных проводов сечением 4 мм2. Плюсовый провод к группе батарей (к батарее) подключается через предохранитель на 20 А, а минусовой — непосредственно к зажиму батарей.

При двухъярусном расположении батарей в разрыв минусового соединительного провода целесообразно установить переходную колодку 9К. Предохранители и переходные колодки на стойках стеллажей монтируются с помощью блоков БЗ-30.

Батареи соединяются в группы с помощью перемычек, которые могут быть изготовлены двух видов: с применением пружинных зажимов Румянцева или свинцовых штырей (рис. 61). Провода в перемычках должны быть изолированы и иметь сечение 4 мм2. Для предохранения перемычек от коррозии оголенную часть провода необходимо окрасить кислотостойким лаком.

Перемычка со свинцовым штырем для соединения батарей в группы
61. Перемычка со свинцовым штырем для соединения батарей в группы

9.1.4. Установка батарей на подзаряд и отключение от сети подзаряда

Перед установкой батарей на подзаряд малыми токами их необходимо полностью зарядить, а плотность электролита откорректировать в соответствии с установленной для данной климатической зоны.

По окончании заряда рекомендуется батареи охладить до температуры окружающего воздуха, после чего осторожно наклонить их и сделать несколько качательных движений для удаления пузырьков газа из аккумуляторов. Понизившийся уровень электролита необходимо довести до 15 мм над предохранительным щит ком путем доливки электролита плотности, равной плотности электролита в аккумуляторах.

При приемке батарей с зарядной станции для последующей установки их в машины необходимо проверить плотность и уровень электролита во всех аккумуляторах. Результаты проверки заносятся в журнал (приложение 8). Без указанной проверки батареи на подзаряд малыми токами не устанавливать. Для подключения, группы батарей (машины) к переходному щитку необходимо:

  • вынуть соответствующий предохранитель на переходном щитке (если батареи подключаются к выводам ПМ, вынуть правый предохранитель);
  • подключить соединительный кабель прежде всего к переходному щитку, а затем к батареям;
  • проверить переносным вольтметром наличие и полярность напряжения на выводах переходного щитка;
  • проверить утечку тока, для чего подключить вольтметр к плюсовому выводу переходного щитка и к корпусу машины; при отсутствии утечки стрелка вольтметра не должна отклоняться от нулевой отметки, в противном случае необходимо проверить, выключен ли выключатель батарей, исправны ли перемычки, каково качество нейтрализации поверхности батарей и т. д.

Для подключения на подзаряд группы батарей (батареи) в хранилище необходимо: вынуть предохранитель данной группы; подключить соединительные провода к полюсным выводам батарей, соблюдая полярность; проверить вольтметром наличие напряжения на группе батарей.

После выполнения указанных работ, перед включением на подзаряд одновременно всех групп батарей, необходимо:

  • ручку регулировки напряжения на подзарядном блоке установить в нулевое положение;
  • установить на место предохранители на всех переходных щитках (блоках БЗ-30);
  • включить подзарядный блок.

При применении подзарядных блоков БЭА9814-02В0 и БЭА9814-02Д0 ручкой - установки зарядного напряжения установить его требуемую величину, не повышая при этом суммарную величину зарядного тока более 12 А.

В случае если не удается установить необходимое зарядное напряжение (величина зарядного тока максимальная), следует производить подзаряд батарей установленным напряжением в течение суток, а затем повторить его регулировку.

Для отключения части групп батарей (машин) от подзарядкой сети на переходных щитках (блоках БЗ-30) необходимо вынуть соответствующие предохранители и отсоединить соединительные кабели от батарей в машинах (провода и перемычки в хранилищах). При отключении всех групп батарей необходимо дополнительно выключать подзарядный блок и рубильник.

Соединительные кабели отключенных групп необходимо хранить аккуратно свернутыми около переходных щитков или на зарядной аккумуляторной станции. Снятые с переходных щитков предохранители хранятся в помещении зарядной станции.

При отсутствии переменного напряжения питающего подзарядные блоки более суток, их необходимо выключить, а на переходных щитках вынуть предохранители.

При прекращении подзаряда батарей на срок более 10 суток, подзарядные блоки отключаются от сети и хранятся в отапливаемом помещении, а на переходных щитках вынимаются все предохранители.

9.1.5. Техническое обслуживание аккумуляторных батарей и подзарядных устройств в процессе подзаряда малыми токами

Техническое обслуживание батарей и подзарядного блока включает:

  • ежедневный контроль (кроме воскресных и праздничных дней) за состоянием подзарядного блока, а также за режимом подзаряда батарей;
  • периодическое обслуживание батарей (замер плотности и уровня электролита, доливка дистиллированной воды, нейтрализация поверхности батарей, подкраска);
  • проверку исправности сети в конце паркового дня и после работы экипажей на машинах.

При ежедневном контроле внешним осмотром проверяется состояние подзарядного блока и зарядный режим (величина зарядного напряжения и общий зарядный ток). Результаты проверки и регулировки зарядного напряжения заносятся в журнал.

Замер величины зарядного напряжения производится на выходе подзарядного. блока переносным вольтметром, а общий зарядный ток фиксируется по его амперметру.

В качестве переносного вольтметра рекомендуется применять вольтметр постоянного тока типа М-45М с пределом измерения 0...30 В (цена деления 0,4 В, класс точности I) или другой, более точный вольтметр.

Без переносного вольтметра, а также с вольтметром, не прошедшим проверку в контрольно-измерительной лаборатории, производить подзаряд батарей малыми токами запрещается.

Переносные вольтметры должны подвергаться ежегодной проверке в контрольно-измерительной лаборатории и иметь соответствующее клеймо.

Зарядное напряжение на выходе подзарядного блока устанавливается величиной 26,8±0,2 В. При устойчивой температуре окружающёго воздуха свыше 20 °Cподзаряд батарей необходимо производить при напряжении 26,4±0,2 В.

В случае если измеренное по вольтметру напряжение окажется ниже нормы, поворотом рукоятки потенциометра необходимо установить требуемую величину напряжения. Если замеренное напряжение будет выше нормы, общий зарядный ток необходимо уменьшить вдвое, плавно изменив регулировку напряжения на выходе подзарядного блока.

Объем и периодичность обслуживания батарей в процессе их хранения на подзаряде малыми токами приведены в табл. 22.

Таблица 22. Объем и периодичность обслуживания батарей, находящихся на подзаряде малыми токами

Объем обслуживания Периодичность обслуживания аккумуляторных батарей
6СТЭН-140М и 6СТ-140Р для батарей 12СТ-70, 12СТ-70М и 12СТ-85Р
Замер уровня электролита и плотности электролита, доливка дистиллированной воды, нейтрализация поверхности батарей, подкраска ящиков При температуре воздуха 25 °C и выше - ежемесячно, в остальное время года - один раз в 3 месяца При температуре воздуха 25 °C и выше - один раз в 15 дней, при температуре воздуха ниже 25 °C - ежемесячно
Полный заряда на зарядной станции При разряженности батарей на 25%
Контрольно-тренировочный цикл Один раз в год Один раз в 6 месяцев (батареи 12СТ-85Р - один раз в 9 месяцев)

Как правило, при проверке уровня и плотности электролита батареи с машин снимаются. Производить их проверку на штатных местах внутри машины разрешается только в том случае, если это может быть выполнено без отключения батарей от бортовой сети.

Для организации контроля за периодичностью обслуживания батарей помощником начальника службы по электро- и спецоборудованию ведется график периодичности обслуживания батарей, находящихся на подзаряде малыми токами. Образец графика приведен в приложении 17.

При периодическом обслуживании проверке подвергаются все батареи машины, а результаты замера плотности и уровня электролита заносятся в журнал. Форма журнала дана в приложении 18. Допускается снижение плотности электролита (приведенной к 25 °C) на 0,04 г/см3.

Батареи, у которых хотя бы в одном аккумуляторе плотность электролита, приведенная к 25 °C, окажется ниже номинального значения более чем на 0,04 г/см3 (что соответствует разряду батарей на 20...25%), должны быть сняты с машин и заряжены на зарядной станции. При необходимости такие батареи подвергаются КТЦ.

При проверке уровень электролита в батареях необходимо довести до 15 мм. Понижение уровня электролита ниже 7 мм не допускается. Для сокращения времени на доливку дистиллированной воды в аккумуляторы рекомендуется применять приспособление, показанное на рис. 62, которое обеспечивает установку одинакового уровня электролита во всех аккумуляторах.

Приспособление для доливки воды в аккумуляторные батареи
62. Приспособление для доливки воды в аккумуляторные батареи

Приспособление для доливки воды в аккумуляторные батареи

  1. стеклянная бутылка
  2. резиновая пробка
  3. стеклянные трубочки
  4. распорная муфта
  5. величина уровня электролита
  6. резиновая трубка

Для контроля за зарядным режимом и обслуживанием батарей необходимы следующие приборы: вольтметр постоянного тока типа М-45М (класс точности — I, предел измерения 0...30 В), ареометр с пипеткой, термометр, стеклянная трубка с внутренним диаметром 5...6 мм и приспособление для доливки воды.

При ежемесячной проверке исправности подзарядной сети необходимо:

  • внешним осмотром убедиться в исправности всех ее участков, включая подзарядный блок и предохранители на переходных щитках;
  • проверить надежность контактов в местах подсоединения проводов боковых отводок и соединительных кабелей к переходным щиткам;
  • проверить наличие зарядного напряжения на каждой группе батарей и исправность цепи от переходных щитков до полюсных выводов батарей.

Последняя операция выполняется с помощью переносного вольтметра, которым вначале измеряется зарядное напряжение (при установленном на переходном щитке предохранителе), а затем напряжение на группе батарей (при вынутом предохранителе).

Если величина напряжения на батареях, измеренного при вынутом предохранителе более чем на 0,2 В ниже его значения, замеренного при установленном предохранителе, то режим подзаряда батарей нарушен из-за плохого контакта в переходных соединениях.

В конце паркового дня, а также после работы экипажей на машинах необходимо проверить подключение батарей к переходным щиткам, исправность предохранителей и подвод напряжения от главной линии к переходному щитку. Эту работу целесообразно выполнять, используя контрольную переносную лампу 5 Вт х 28 В. Контрольную лампу рекомендуется иметь одну на 10 машин и хранить около одного из переходных щитков.

При применении в хранилищах перемычек со свинцовыми штырями их периодически необходимо очищать от окислов. Целесообразно один раз в год производить переливку свинцовых штырей.