Хранение автомобильных аккумуляторных батарей

9.2.1. Общие положения

На хранение с подзарядом малыми токами допускается устанавливать только исправные и полностью заряженные батареи.

При хранении автомобильных аккумуляторных батарей с подзарядом малыми токами применяется устройство для подзаряда аккумуляторных батарей малыми токами (УПМТ).

Это устройство обеспечивает одновременный подзаряд до 70 шт. 12-вольтовых аккумуляторных батарей или подзаряд такого же количества групп из 6-вольтовых батарей, соединенных попарно-последовательно. Допускается подзаряд 24-вольтовых аккумуляторных батарей.

Одновременно на подзаряде могут находиться батареи "(или группы) различных типов, но при одном из двух номинальных напряжений — 12 или 24 В.

При подзаряде автомобильных аккумуляторных батарей малыми токами применяется метод постоянства зарядного тока.

Поскольку величина тока, необходимого для компенсации саморазряда батарей, зависит от их типа, срока службы и температуры, в схеме устройства предусмотрена возможность выбора одного из трех значений тока для подзаряда.

В комплект УПМТ входят зарядный (силовой) шкаф, соединительные кабели, ответвительные коробки (рис. 63) и ЗИП.

Принципиальная схема устройства УПМТ для подзаряда автомобильных аккумуляторных батарей малыми токами
63. Принципиальная схема устройства УПМТ для подзаряда автомобильных аккумуляторных батарей малыми токами

Принципиальная схема устройства УПМТ для подзаряда автомобильных аккумуляторных батарей малыми токами

  1. зарядный (силовой) шкаф
  2. селеновый выпрямитель
  3. стабилизатор напряжения сети
  4. магистральные кабели
  5. кабели снижения
  6. ответвительная коробка
  7. ответвления с зажимами Румянцева
  8. предохранитель
Зарядный шкаф
64. Зарядный шкаф

Зарядный шкаф

  1. кожух
  2. выпрямитель ВСА-5А
  3. набор зажимов КН-6008
  4. стабилизатор СНЭ-220-0,75

Зарядный шкаф имеет металлический кожух (рис. 64), в котором установлены селеновый выпрямитель, стабилизатор напряжения сети переменного тока и набор выводов для монтажных соединений. В комплекте имеются следующие двухпроводные соединительные кабели:

  • кабель ввода длиной 20 м, с помощью которого зарядный шкаф подключается к сети переменного тока 220В, 50 Гц. Кабель ввода имеет на одном конце вилку, а на другом конце гнездо штепсельного разъема для подключения к зарядному шкафу;
  • магистральный кабель длиной 100 м;
  • кабели снижения длиной по 2 м, смонтированные она ответвительных коробках. Концы кабеля снижения имеют маркировку "+" и "-" для подключения к магистральному кабелю;
  • ответвительные коробки (рис. 65.) в количестве 35 шт., которые служат для распределения, контроля и ступенчатого регулирования зарядного тока. От каждой ответвительной коробки отходят две пары ответвлений для подключения к полюсным выводам батарей. Ответвления заканчиваются зажимами Румянцева, имеющими маркировку "+" и "-". Непосредственно у положительного зажима установлен предохранитель с плавкой вставкой на 2 А, защищающей от токов коротких замыканий в проводах ответвлений.
Ответвительная коробка
65. Ответвительная коробка

Ответвительная коробка

  1. корпус коробки
  2. кабель снижения
  3. трехпозиционные переключатели режимов
  4. выключатели тока подзаряда
  5. лампы
  6. ответвления к батареям
Принципиальная схема ответвительной коробки
66. Принципиальная схема ответвительной коробки

Принципиальная схема ответвительной коробки

  • R1, R3 - резисторы МЛТ-2-51 Ом
  • R2, R4 - резисторы МЛТ-2-27 Ом
  • П1, П2 - переключатели П20А
  • П3, П4 - переключатели П19А
  • Л1, Л2 - лампы А22-12 В 1 свеча
  • Д1, Д2 - диоды Д226
  • Пр1, Пр2 - предохранители ПК45-2,0

Каждая ответвительная коробка рассчитана на подключение двух батарей (или двух групп). Для каждой батареи на коробке предусмотрен выключатель 4, электрическая лампа 5, сигнализирующая об исправности цепи и стабилизирующая ток подзаряда, трехпозиционный переключатель 3 для выбора режима подзаряда и диод (рис. 66), предотвращающий разряд одних батарей на другие.

В зависимости от типа батарей и срока её службы предусмотрены три режима подзаряда:

  • основной режим при номинальном токе 50 мА;
  • повышенный режим при номинальном токе 100 мА;
  • максимальный режим при номинальном токе 150 мА.

При вводе устройства в действие для батарей (или групп) всех типов должен устанавливаться только основной режим подзаряда при токе 50 мА.

Повышенный режим подзаряда 100 мА применяется только для тех батарей (иди групп), у которых ток основного режима оказывается недостаточным для компенсации их самозаряда. Необходимость в переходе на повышенный режим определяется путем ежемесячного контроля степени заряженности батареи по плотности электролита.

Максимальный режим (150 мА) допускается как исключение только для батарей или групп с номинальной емкостью более 100 А·ч в тех случаях, когда токи основного и повышенного режимов недостаточны для компенсации самозаряда указанных батарей.

Для машин, имеющих группу из четырех 12- или 24-вольтовых батарей, допускается при необходимости также параллельное подключение обоих ответвлений от одной ответвительной коробки для обеспечения необходимой величины тока подзаряда батарей, которая в этом случае может достигать 200 мА и более. Общий ток подзаряда будет при этом равен сумме токов в ответвлениях.

9.2.2. Монтаж устройства УПМТ и ввод его в действие

Корпус зарядного шкафа должен быть надежно заземлен или соединен с защитным нулевым проводом.

Кабель ввода разрезается на две части, длина которых определяется при монтаже по месту так, чтобы зарядный шкаф находился посредине стоянки машин. Конец кабеля с вилкой ШГП-10 разделывается и подключается к набору выводов зарядного шкафа (выводы 5 и 6) без определения полярности. Конец кабеля с гнездом ШГП-10 разделывается и подключается к сети 220 В 50 Гц через предохранители и рубильник.

После подключения зарядного шкафа к сети 220 В следует опробовать его в работе на холостом ходу, следя за показаниями вольтметра. Переключатель напряжения на ВСА-5А следует установить в положение "1-я ступень". При эксплуатации УПМТ указанный переключатель должен всегда находиться в этом положении. Во избежание ошибочного переключения в положение "2-я ступень" должны быть приняты меры по блокировке переключателя (снятие, заклейка ручки и др.).

Магистральный кабель разрезается на две части, длина которых определяется по месту. Концы кабеля с наконечниками заводятся в отверстия зарядного шкафа с надписью "Постоянный ток" и подсоединяются на выводы 1—2 и 3—4 с соблюдением полярности (при монтаже следует снять нижнюю переднюю стенку зарядного шкафа).

Магистральный кабель подвешивается на столбах или стенах стоянки машин таким образом, чтобы он не препятствовал постановке и выходу машин со стоянки.

Ответвительные коробки устанавливаются на столбах, стенах или подставках из расчета одна коробка на две машины.

Ответвительные коробки подключаются к магистральному кабелю кабелем снижения, закрепленным на ответвительной коробке. Для их подключения необходимо зачистить жилы магистрального кабеля, подключить к нему кабель снижения с соблюдением полярности, место соединения пропаять и изолировать. Для определения полярности жил магистрального кабеля следует пользоваться прибором (омметром или вольтметром).

При необходимости к зарядному шкафу устройства УПМТ может быть подключено дополнительно до 20 ответвительных коробок (на 40 машин). В этом случае следует нарастить магистральный кабель. Длина и сечение проводов дополнительного магистрального кабеля при этом несущественны, но места соединений необходимо тщательно пропаять и изолировать.

Перед постановкой на хранение с подзарядом малыми токами все аккумуляторные батареи должны быть предварительно полностью заряжены на зарядной станции. Уровень электролита следует довести до 15 мм - над предохранительным щитком, плотность электролита должна быть откорректирована в соответствии с климатической зоной.

При вводе устройства УПМТ в действие необходимо:

  • вывести центральную ручку плавной регулировки напряжения выпрямителя ВСА-5А, вращая ее против хода часовой стрелки до упора;
  • поставить выключатели 4 (рис. 65) на ответвительных коробках в положение "Откл.", а переключатели 3 режимов в положение "50 мА";
  • выключить выключатели батарей на машинах (в случае отсутствия выключателей на машинах отсоединить вывод от "—" батареи);
  • подключить провода 2 ответвления (рис. 67) с помощью зажимов Румянцева непосредственно к полюсным выводам батарей (или групп), соблюдая полярность;
  • поставить выключатели 4 (рис. 65) на осветительных коробках в положение "Вкл.".
Присоединение ответвления к аккумуляторной батарее
67. Присоединение ответвления к аккумуляторной батарее

Присоединение ответвления к аккумуляторной батарее

  1. провода бортовой сети
  2. провода ответвления с зажимами Румянцева
  3. предохранитель

Включить выпрямитель ВСА-5А и путем плавного вращения центральной ручки по ходу часовой стрелки установить по вольтметру выпрямителя предварительное напряжение 16...17 В при подзаряде 12-вольтовых батарей (или 29...30 В при подзаряде 24-вольтовых групп). При этом лампы на ответвительных коробках должны неярко засветиться, сигнализируя об исправности цепей заряда каждой батареи. После предварительной установки напряжения необходимо окончательно отрегулировать величину зарядного тока. Для этого на любой из машин следует отсоединить от батарей зажим "+" ответвления и включить в разрыв цепи миллиамперметр М-4200 из комплекта УПМТ. Затем путем плавного вращения центральной ручки ВСА-5А установить по миллиамперметру ток 50...55 мА.

Нормальное свечение ламп на ответвительных коробках при всех режимах должно быть неярким. При ошибочном включении ответвлений по полярности, а также при случайных замыканиях концов ответвления, отсоединенных от батарей, лампа ярко загорается, что свидетельствует о неисправности в цепи ответвления.

9.2.3. Эксплуатация и обслуживание УПМТ и автомобильных аккумуляторных батарей, хранящихся с подзарядом малыми токами

Ежедневно визуально контролируется подзаряд каждой батареи (группы) по свечению ламп на ответвительных коробках.

Еженедельно в течение первого месяца после ввода УПМТ в действие, а впоследствии один раз в месяц необходимо проверять уровень электролита и степень заряженности аккумуляторных батарей по плотности электролита, а также замерять миллиамперметром М-4200 зарядный ток.

Уровень электролита (15 мм над предохранительным щитком) доводить доливкой дистиллированной воды. В жаркое время года уровень электролита проверять не реже одного раза в две недели.

Если при ежемесячном измерении степени заряженности батареи по плотности электролита наблюдается снижение плотности, приведенной к 25 °C, более чем на 0,03...0,04 г/см3, то для данной батареи может быть установлен повышенный режим подзаряда путем перевода трехпозиционного переключателя на ответвительной коробке в положение 100 мА.

В случае повышения в отдельных аккумуляторах плотности электролита в течение месяца более чем на 0,02 г/см3 следует отсосать из них 10...20 см3 электролита, долить дистиллированной водой и переключить режим подзаряда на 50 мА, затем через 30...40 мин выключить ток и дать батарее "отдых" на одну-две недели.

Максимальный режим подзаряда (150 мА) следует применять лишь в исключительных случаях, указанных выше.

В зимнее время года саморазряд батарей уменьшается, поэтому при температурах ниже 5 °C подзаряжать батареи малыми токами не следует. Зарядный шкаф необходимо отключить от сети, демонтировать и хранить в отапливаемом помещении.

Провода ответвлений отсоединить от батарей, осторожно свернуть в бухты, поместить в брезентовые чехлы и подвесить под ответвительными коробками.

При необходимости отсоединения одной или нескольких батарей или снятия их с подзаряда малыми токами следует выключить ток выключателями на ответвительных коробках. При этом зарядные токи системы УПМТ практически не изменяются.

Незадействованное ответвление свернуть в бухту, поместить в брезентовый чехол и подвесить под ответвительной коробкой.

Результаты ежемесячных замеров плотности и уровня электролита заносятся в журнал учета обслуживания автомобильных аккумуляторных батарей, находящихся на подзаряде малыми токами (по форме приложения 18).

Один раз в год все автомобильные аккумуляторные батареи, находящиеся на хранении с подзарядом малыми токами, должны пройти контрольно-тренировочный цикл.