8.2. Хранение аккумуляторных батарей в сухом виде

8.2.1. Хранение аккумуляторных батарей в складских условиях

Сухие (не залитые электролитом) аккумуляторные батареи рекомендуется хранить в неотапливаемых помещениях: танковые — при температуре окружающего воздуха до минус 40 °C; автомобильные — до минус 30 °C. Допускается хранение танковых и автомобильных батарей в отапливаемых помещениях.

При хранении батарей на складах их следует размещать на поддонах (рис. 48), обеспечивающих их укладку партиями по типам, а батареи каждого типа по годам выпуска. Укладка батарей производится в штабеля рядами (рис. 49). В случае если танковые батареи укладываются в штабеля без поддонов, необходимо устанавливать батареи не более чем в три яруса, прокладывая между ярусами деревянные прокладки.

Поддон для штабельной укладки батарей
48. Поддон для штабельной укладки батарей (размеры в см)
Хранение сухих (не залитых электролитом) аккумуляторных батарей в штабельной укладке
49. Хранение сухих (не залитых электролитом) аккумуляторных батарей в штабельной укладке

Перед постановкой батарей на хранение необходимо проверить плотность затяжки вентиляционных пробок, наличие и целость герметизирующих деталей (уплотнительные диски, герметизирующие пленки, стержни, колпачки и т. д.). Батареи устанавливаются в нормальное положение. Запрещается укладывать батареи на боковые или торцовые стенки. Полюсные выводы танковых батарей должны быть смазаны смазкой ПВК ГОСТ 19537—74 или консервационным маслом К-17 ГОСТ 10877—76 и обвернуты плотной бумагой, закрепленной шпагатом. У аккумуляторных батарей типа 6СТ-190ТРН дополнительно должны быть защищены от попадания пыли, влаги, грязи выводные шпильки коммутационной панели.

Срок хранения танковых, автомобильных и мотоциклетных батарей в сухом виде приведен в табл. 23. До истечения установленного срока хранения в сухом виде батареи должны быть приведены в рабочее состояние и сданы в эксплуатацию. Форма книги учета аккумуляторных батарей дана: в приложении 13. В процессе хранения (не реже одного раза в три месяца) проводится осмотр 25% батарей, при этом каждый раз осмотру подвергается новая партия.

При осмотре батарей проверяется:

  • состояние мастики (трещины, вспучивания, отслоения мастики от стенок ящика и моноблока или крышек не допускаются);
  • плотность затяжки вентиляционных пробок аккумуляторов;
  • состояние деревянных ящиков и моноблоков.

В случае если хотя бы в одной батарее окажутся повреждения, осмотру подвергается вся партия. На батареи, у которых обнаружены трещины в мастике, крышках аккумуляторов или деревянных ящиках, составляется акт-рекламация.

8.2.2. Хранение аккумуляторных батарей, предназначенных для машин длительного хранения

В воинских частях на хранении в сухом виде содержатся батареи, предназначенные для машин длительного хранения. Перед постановкой на хранение на ящиках танковых аккумуляторных батарей наносятся номерные и опознавательные обозначения, указывающие на принадлежность батарей к подразделениям и машинам.

В хранилищах батареи размещаются по подразделениям на стеллажах в один ряд. Конструкция стеллажей, расстояние между ними и размещение батарей должны обеспечить удобство проведения всех работ, связанных с осмотром и обслуживанием батарей в процессе хранения. Периодичность, порядок и содержание осмотра сухих батарей такие же, как при хранении их в складских условиях (п. 8.2.1).

Аккумуляторные батареи, у которых истекает установленный срок хранения в сухом виде, должны быть приведены-в рабочее состояние и сданы в эксплуатацию.

Приведение танковых батарей в рабочее состояние может производиться либо обычными способами (подразд. 4.3), либо ускоренным способом —в особых случаях (подразд. 4.4).

Для всех сухих батарей, находящихся на хранении, необходимо иметь запас электролита установленной плотности. Для автомобильных батарей, предназначенных к ускоренному приведению в рабочее состояние путем заливки их горячим электролитом, создается запас раствора плотностью 1,19 г/см3 и серной аккумуляторной кислоты в соответствии с табл. 8.