Хранение аккумуляторных батарей, приведенных в рабочее состояние

На хранение могут быть установлены как новые, так и бывшие в эксплуатации, исправные и полностью заряженные батареи.

Постановка на хранение не полностью заряженных батарей запрещается.

Хранение аккумуляторных батарей с электролитом производится либо в специальных хранилищах, либо непосредственно на машинах. При хранении батарей в машинах, выключатели батарей, где они имеются, должны быть установлены в положение "Выключено". В противном случае необходимо отсоединить провод от минусового вывода батареи.

При содержании и хранении батарей с электролитом как на машинах, так и в хранилищах с целью сбережения батарей, снижения трудозатрат и компенсации емкости, утраченной в результате саморазряда, их хранение рекомендуется производить с подзарядом малыми токами в соответствии с требованиями разд. 9.

Перед постановкой на хранение танковых батарей, находившихся в эксплуатации на машинах либо поступивших в часть с машин из других войсковых частей, проводится контрольно-тренировочный цикл. Новым (не бывшим в эксплуатации) батареям контрольно-тренировочный цикл при постановке на хранение не проводится.

Перед постановкой батарей на хранение необходимо выполнить следующие работы:

  • произвести полный заряд батарей на зарядной станции, откорректировать плотность и уровень электролита в соответствии с требованиями разд. 5. Исключение составляют автомобильные батареи, устанавливаемые на хранение в зоне с холодным климатом. В этом случае плотность электролита должна' быть понижена до 1,29 г/см3, так как хранение батарей с электролитом высокой плотности ускоряет разрушение электродов;
  • ввернуть пробки в аккумуляторы, предварительно прочистив их вентиляционные отверстия;
  • тщательно нейтрализовать поверхность батарей 10-процентным раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта, протереть смоченной в чистой воде ветошью и вытереть насухо. У батарей 6СТ-190ТРН дополнительно необходимо нейтрализовать выводные шпильки коммутационной панели, промыть их дистиллированной водой, просушить, смазать и закрыть крышкой;
  • выводы и перемычки очистить от окислов (белого или зеленого цвета); болты и гайки, полюсные выводы смазать тонким слоем смазки, указанной в п. 8.2.1;
  • при необходимости произвести подкраску деревянных ящиков танковых батарей кислотостойким лаком;
  • на передних торцовых стенках батарей нанести (обновить) номерные опознавательные обозначения в соответствии с их принадлежностью к подразделениям и машинам.

В хранилище батареи устанавливаются на стеллажах в один ряд на каждом ярусе. Конструкция стеллажей для хранения батарей должна обеспечивать возможность и удобство проведения контроля плотности и температуры электролита в батареях. На рис. 50 показан двухъярусный стеллаж для хранения батарей с электролитом. Температура воздуха в помещении для хранения батарей с электролитом допускается от минус 30 °C (от минус 40 °C для батарей 6СТ-190ТРН) до плюс 45 °C. Однако для обеспечения работоспособности танковых батарей при пуске двигателей машин в холодное время года минимальную температуру воздуха в хранилище следует поддерживать не ниже 5 °C.

Двухъярусный стеллаж для хранения аккумуляторных батарей
50. Двухъярусный стеллаж для хранения аккумуляторных батарей

Допускается хранение батарей на штатных местах в машине круглый год. В холодное время года при устойчивой температуре окружающего воздуха (минус 30 °C и ниже для танковых и минус 15 °C и ниже для автомобильных батарей) батареи с машин снимаются и хранятся в отапливаемых помещениях.

Объем и периодичность обслуживания батарей при хранении их с электролитом, без подзаряда малыми токами, указаны в табл. 20.

Обслуживание батарей, находящихся на подзаряде малыми токами, производится в соответствии с указаниями разд. 9.

Таблица 20. Объем и периодичность технического обслуживания аккумуляторных батарей при их хранении с электролитом

Объем обслуживания Периодичность обслуживания
танковых АБ автомобильных и мотоциклетных АБ
6СТЭН-140М, 6СТ-140Р, 12СТ-85Р 12СТ-70М, 12СТ-70
Внешний осмотр, очистка зажимов (без демонтажа батарей с машин) Один раз в месяц
Проверка степени заряженности (ареометром, переносныым прибором) и уровня электролита При температуре окружающей среды 25 °C и более ежемесячно, в остальное время года - один раз в 3 месяца. Один раз в месяц. Летом - один раз в месяц, зимой - один раз в 3 месяца.
Полный заряд на станции При разряженности на 25%, но не реже одного раза в 3 месяца. При разряженности зимой на 25% и летом на 50%, но не реже одного раза в 3 месяца.
Контрольно-тренировочный цикл Один раз в год (12СТ-85Р - один раз в 3 месяца). Один раз в 6 месяцев. Один раз в год.